ВЫБОР ОБЫВАТЕЛЯ

Mar 10, 2024 21:12


Вот у френда была поднята такая тема* - о том как советские люди становились украинцами. Конечно всё было немного посложнее, в связи с чем и хотелось бы черкануть пару строк. Я об этом писал в переписке, но решил так сказать развернуть тему. Опять же оставить народу воспоминания свидетеля.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Итак мы имеем отдельную семью советских военных - отец со Среднего Поволжья, мать с юга Украины и двое детей (один из них я).

Родители (бабушки/дедушки) живут в местах происхождения, но родители жены (тесть/тёща) тоже бывшие военные, помоложе и находятся в одном культурном слое с детьми. Родители отца принадлежат к предыдущему поколению советских людей и фактически являются малограмотными полу-крестьянами, разговаривающими на местном диалекте (окали и якали до смерти). Т.е. одни считают себя «украинцами», но при этом прекрасно говорят по-русски полжизни прожили на русском Севере и достаточно образованы по-советским меркам; другие вроде бы «русские», но необразованны и говорят на таком диалекте, что временами и современный украинский отступает.

Естественно возникает вопрос: «Куда ехать жить после службы?».

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ В СССР

Как вообще происходил выбор места жительства отставных военных в нормальных советских условиях?



Как известно в СССР практически все квартиры были государственными, что-то близкое к частной собственности на жильё были кооперативные квартиры, частные дома в сельской местности и отдельные квартиры в «личной собственности» в старых городах (Москве, Ленинграде, Риге, Киеве) - их было очень мало. Основным был гос.жил.фонд.

Но тут было важно, что не просто государственное, а какого вида. В связи с тем, что всё в СССР было государственной собственностью, то важно было знать какому, тому или иному, агенту государства принадлежит эта собственность. Жильё было служебное (по работе), ведомственное и городское (местных советов народных депутатов) социального найма. Естественно, от выбора вида жилья зависело многое и поэтому советские люди на этом могли умело манипулировать.

Принцип был прост - на месте службы офицер/прапорщик жил в служебном или ведомственном жилье, перед увольнением он ставился на учёт в исполком того населённого пункта в котором хотел проживать. Там он стоял на отдельной очереди и местные власти, зная примерный срок выхода на пенсию служивого, подбирали жильё. Вот что стояло за фразой «предоставить жильё в течении полугода с момента прибытия» - на самом деле отдел по жилью исполкома знал это уже лет за 10. Иногда Минобороны само централизовано строило дома для отставных офицеров. Когда увольнялся мой дед, на Украине было определено всего два города - Чернигов и Черкассы. Выбрали Черкассы, ибо на одной дороге с Одессой (откуда родом сами) - обычно останавливались на севере области не доезжая Одессы и дальше добирались до своей деревни на перекладных. В разные года были разные города для военных.

С учётом того, что СССР был конфедерацией («союзом свободных») республик, отец немного смухлевал - он встал на учёт в двух республиках одновременно: в РСФСР в Ульяновске, в УССР в Черкассах.

Но все как бы понимали, что поедем на Украину, это прямо подразумевалось. Тесть с тёщей готовили поляну для молодых купили машину, купили дачу, построили капитальный гараж в кооперативе. В общем когда отец выйдет на пенсию и получит квартиру, он в придачу будет иметь полный комплект - машину/квартиру/дачу. В общем полная советская мечта об удавшейся жизни.

Дед был в Черкассах уважаемой личностью - он работал замдиректора Оптовой базы по гражданской обороне (тут вспоминаем монолог Райкина про дефисит*). Нет он не воровал, как многие подумали, наоборот он был очень честным, даже я бы сказал щепетильно честным. Что удивительно - честный хохол да на такой должности, но вот бывает. Но эта должность позволяла ПОКУПАТЬ товары на оптовой базе в любое время.

Сейчас это не поймут, но в связи с тем, что из оптовых баз распределялись товары по госмагам и по талонам, дед покупал товары сразу из гипермаркета, в то время как все остальные дрались в очередях у ларьков. Зарплата 180 плюс пенсия 120 - 300 р/месяц можно жить советскому человеку весьма неплохо, плюс бабка работала. Деду жутко завидовали.

В общем на Украине нас ждали вполне радужные перспективы. И да, в Черкассах тогда ВСЕ говорили на русском языке, на чистом русском, без геканья и хеканья.

Ещё важная особенность СССР, которую я бы хотел отметить - мобильность людей. Это опять же непонятно современным домоседам, но люди в СССР постоянно переезжали. Призывники из Средней Азии отправлялись в Сибирь, из Армении и Азербайджана на Север - Карелия и Архангельск. Выпускники вузов тоже постоянно распределялись по ВСЕЙ стране - попасть в родной город - это была безнадёжная лотерея или блат. Учителя из Рязани - в Архангельск, медики - в Карелию. Латыши на Дальний Восток, буряты в Калининград. Миллионы тех же хохлов ездили на Ямал работать на вахте и каждые полгода возвращались, миллионы отдыхающих со всего Союза ехали на Чёрное и Азовское моря отдыхать. И всё это обслуживалось транспортом - поездами и самолётами - кассы брались штурмом, билеты раскупались на месяц вперёд. Обслуживалось всё только телеграфом без компьютеров и Интернета (я застал ещё на вокзалах кассиров отстукивающих азбуку Морзе ключом).

СССР тогда был постоянно в движении - люди приезжали на ДВ зарабатывать деньги - им тут же давали общагу, потом служебную квартиру. На старости лет тянуло на Родину, поэтому люди откладывали и покупали на Родине кооперативную квартиру или как военные получали бесплатно. Многие женились/выходили замуж за местных и там оставались, другие приезжали в новые места. Мы сами каждое лето ездили в Татарию и на Украину к родственникам, напрямую или через Москву.

Чтоб вы понимали - живя лето у бабушки на даче под Золотоношей в глухой деревне с мазанками крытыми соломой, у нас соседями были украинские дед с бабкой, которые познакомились на Дальнем Востоке на Амуре, там поженились и работали, а потом вернулись обратно. Считается, что это был результат политики создания советского народа.

Сейчас такого постоянного человекодвижа нет - люди переползают из района в областной город, потом в Москву или в ближайший миллионник, съездят раз в год заграницу и всё, а чтоб жить и колесить по стране - этого уже у многих нет.

БЫТОВОЙ БЭКГРАУНД

Вообще все рассуждения о выборе происходили на фоне определённой советской реальности, которая тоже будет весьма малопонятна современникам.

Вот нам тыкают постоянно картой распределения*:



категории снабжения в СССР

А что это представляла собой в реальности?

Да действительно в российских магазинах ничего не было, кроме консервов и прочей лабуды. Эти же консервы массово выдавались на паёк военным, заменяя «мясо», «рыбу», «овощи». Т.е. эти консервы рассчитывались по каким-то таблицам в соотношении к натуральным продуктам. Печенье заменялось какими-то галетами, об которые можно было сломать зубы. Очень часто быстрый завтрак или ужин в офицерских семьях представлял собой кашу, картошку, макароны в качестве гарнира, на который вывалена банка рыбных или мясных консервов. В Иркутске 80-х не было натурального молока - молоко ОФИЦИАЛЬНО признавалось порошковым и на молкомбинате разводилось сухое. Также сухое молоко выдавалось в паёк.

И это не считалось, какой-то там нищетой или кринжем. Это было обыденно. При этом офицеры считались почти интеллигенцией и обеспеченными людьми, особенно в закрытых городках (спец.снабжение).

То есть в СССР консервированная еда «на случай дороги или ядерной войны» была повседневной. Существенный минус такой еды, даже в отличии от прессерв, - отсутствие витаминов. Поэтому советский человек охотился за витаминами и натуральными продуктами: за настоящим мясом, а не тушёнкой; за рыбой, а не консервами; за овощами, а не за солёными помидорами.

Поэтому мы дети грызли всё - морковь, свеклу, сырую картошку, зелённые яблоки и другие фрукты. Всё это щедро посыпалось сахаром и считалось, что витамины достигнут цели. Отсюда гигантская и хроническая заболеваемость рахитом практически все населения СССР, особенно РСФСР. Рахит у детей компенсировался регулярным нахождением на свежем воздухе и подвижными играми, а взрослые сидя в кабинетах и цехах быстро начинали болеть, стареть и умирать.

Ну а как же ты тогда выжил??? :спросит вдумчивый читатель.

Да никак - расстреляли меня! Два раза.

Современному человеку просто не понять, как это так в магазине нет даже хлеба. При том, что хлеб был практически основной едой советского человека. То есть нельзя было в 9 вечера, напялить куртку и штаны и быстро сбегать в магазин и купить - хлеба, яиц, молока и забабахать себе быстро-ужин. Во-первых магазин был закрыт, а во-вторых, там всё равно этого не было.

Хлеб был и он привозился в определённое время, например в 15.00. Все родители на работе и далеко на работе, поэтому я покупал хлеб с 6-ти лет сам. То есть заканчиваешь школу в 13.00 и бегом домой - там разогреваешь суп в миске на газу, быстро ешь и хватаешь авоську и деньги, и бежишь магазин - а там уже очередь до небес. И ты стоишь часа два, часов до 17.00. покупал я две буханки В ДЕНЬ на семью из 4-х человек, сейчас на такую же семью у нас уходит буханка В НЕДЕЛЮ. Хлеб раскупали дочиста, прямо с машины горячим.

Если ты заигрался, прозевал, опоздал, то дома ждал суд и наказание. «Ты оставил семью БЕЗ ХЛЕБА!!!», патетически восклицал отец, «Как на тебя можно положиться??? Ты предал семью!» говорила мать. После обвинения исполнялся приговор - порка. Без чтения морали бьют только алкаши и быдло, а культурные люди должны донести до ребёнка важность его проступка. Поэтому мои родители, еле сдерживая раздражение и злость, добросовестно исполняли педагогический ритуал, тем самым немного успокаиваясь. Хотя хотелось задушить гадёныша.

И так было примерно у всех. Отсюда большинство детей старалось играть около магазинов и знали его график наперечёт - раз в неделю завозят молоко, тогда-то сахар, раз в месяц свежую рыбу. А уж когда завозили мясо … - полгородка вставало с работы и шло занимать и драться в очередях. Мясо детям не доверяли - могут обмануть, могут затоптать в очереди (реально).

За какими-то деликатесами (мясо, колбаса, сосиски, рыба, сливочное масло, сметана и т.п.) приходилось ездить в город Иркутск. Тут был тоже распорядок, мы вставали в субботу, «как на работу», и отец отвозил меня в кинотеатр Пионер на утренний дешёвый (!) детский сеанс (9-10 часов). Там мне покупался большой рожок вкусного мороженного (он не продавалось в ларьках) и отправлялся на 1,5 часа на киносеанс. За это время отец шёл в ближайший магазин и занимал очередь за покупками.

Сеанс закончен - я ждал отца у кинотеатра. Потом мы вместе шли по магазинам - я вставал в очередь в одном, отец в другом. А потом ещё раз, а потом ещё раз. Советская система снабжения - это не современный гипермаркет. Нельзя зайти в одно здание, покидать всё тележку, а потом отстоять одну очередь на кассе. Надо было побегать. Надежда была на то, что в каком-нибудь завалящем магазине окажется нечто, что можно было купить быстро и без очереди. В результате оббегался весь центр Иркутска. Домой возвращались с набитыми рюкзаками и сумками из кожзама (баулов тогда не было) в обеих руках. Естественно на подкашивающихся от усталости ногах, под вечер после обеда. Мать за это время вымывала всю квартиру и готовила обед.

И это ещё не всё - пообедав, и дав немного отдохнуть, мать подходила к отцу и начинала его ласково теребить за лысину: «Папусик, хочет разделать курочку/рыбку?». Отец после уговоров шёл с вымученным видом на кухню и начинал разделывать куриц и (или) рыб. Всё было непотрошёное. Грудки на фарш, рёбра на суп, бёдра и голени на жарку и т.д. Мать всё расфасовывала и распихивала в холодильник, а в Сибири было ещё и преимущество - вместо холодильника выставляли на балкон в ящик (-40 градусов мороза за окном), параллельно готовя ужин.

И вот после субботнего ужина, вечером семья собиралась на вечерний кинопоказ по телевизору и обсуждали дела и проблемы - субботний день закончился. В воскресенье все спали до обеда.

Я конечно не знаю, кто там обсуждал и брезговал синими советскими курицами, ибо и их найти была проблема. Поэтому всё закупалось оптом и сразу. В одну неделю удавалось одно, в другую другое. Когда не удавалось - настроение у родителей падало и часто были скандалы.

Из чисто иркутских деликатесов, я отмечу хурму из Средней Азии (её не было на Украине) и баранину. Баранину продавали часто бурятские колхозы на рынке и можно было купить бараньи рёбра (удавалось купить почему-то только рёбра).

В Татарии я объедался речной рыбой - у бабушки соседи были волжские рыбаки (не любители, а которые зарабатывали этим в колхозе). Бабушка у них по дешёвке и покупала рыбу. В остальном Татария не скажу, что запомнилась мне каким-то изобилием. Может очередей поменьше.

И вот тут мы приезжаем на Украину.

Абрикосы-жердели, по сути дикие абрикосы, которые даже сейчас в Рязани продают летом зелёными, на Украине растут вдоль шоссе и улиц и на них никто не обращает внимания (и они спелые и вкусные!). Дикие кацапы (москалями тогда не обзывали) вроде меня залазят и жрут их немытые прямо с дерева. Про вишни и яблони я вообще молчу.

Да черешня и тогда на Украине и в СССР была дефицит, её заменяла вишня. Но вишни было хоть ужрись и везде навалом. Зато сейчас вишня практически ушла с продажи и употребления.

За всю зиму я не видел, например, помидор - их не было в продаже никаких, ни тепличных, ни натуральных. Огурцы были тепличные, зелень, остатки зимних яблок плюс импортные бананы и мандарины. Естественно, всё это (и помидоры, и огурцы, и сливы, и яблоки, и груши, и .. шелковица!).

По приезду у нас обычно начинался дристун, ибо мы с жадностью набрасывались на овощи-фрукты и начинали поедать их в громадных количествах.

Меня старались отправить в начале лета, а забрать в конце - чтобы дохлый сыночек сил понабрался (я был дрищом). Гулял я - панамку на голову и шорты на трусы и вперёд полдня на улице. Поначалу обгорал, к концу лета был прямо коричневый. Потом ехали на дачу - там прополка картошки, сборка жуков, обжирание шелковицей, абрикосами и сливами, потом их сушка и отгон мух на солнце (да у нас была своя курага и чернослив), сбегание на речку, порка хворостиной, лазанье по чужим садам… В общем обычное советское детское лето у бабушки.

Вот вы спросите, а откуда я так хорошо знаю тогдашнюю советскую жизнь?

Ну дык, наша дивизия сформирована из нескольких полков с разных частей СССР плюс отдельные люди. Костяк был с Архангельска, с Плесецкого космодрома; один полк был с Прибалтики на границе Литвы и Латвии (Приекуле, Паплака, Мажейки, Бауск и пр.); другой полк с Казахстана (рядом с Байконуром); были ещё и с Украины (Скала Подольская, Белокоровичи и т.д.); был ещё полк из Сибири (Забайкалье и ДВ). И естественно все обменивались впечатлениями от жизни в разных уголках нашей советской родины.

На Украине, помимо климата, были хорошие дороги. Ну как хорошие, ну примерно КАК СЕЙЧАС в Рязанской области. Мне есть с чем сравнивать. Местные рязанцы начнут вонять и ныть, что это не так. На самом деле большинство не помнит даже то, что было лет 20 назад, а 20 лет назад дорог практически не было, СОВСЕМ. Сейчас в Рязанской области более-менее нормальные дороги федеральные и областные шоссе и плоховатые съезды-подъезды к отдельным деревням и сёлам. С ямочным ремонтом.

Но, НО, на Украине это было уже 40 лет назад, многие дороги были 4-х-полосные, остановки, развороты, регулярное автобусное сообщение и т.п. Всё-то что сейчас наблюдают рязанцы и чего не было у них те же 40 лет назад. А, например, в Литве или Латвии там были практически автобаны. «Почти, как в Европе!» с восторгом и придыханием говорили советские взрослые.

Мой одноклассник с гордостью говорил, что в Иецаве, даже проходы в гаражном кооперативе отсыпаны и утрамбованы щебёнкой, не то что в России - по колено в грязи. Я только благодаря этому рассказу эту Иецаву и запомнил, а ты даже не знаешь где это находится!

Казашские и узбекские назначенцы с ностальгией вспоминали - обилие мяса. Для них свинина или синие советские курицы - были деликатес, их тошнило уже от жирной баранины и говядины. А тут разнообразие. Плюс фрукты и овощи. Это сейчас узбекская кухня шагнула в Россию вместе с мигрантами, а тогда она была региональной спецификой.

Опять же дачи и деревни - советская политика была явственно видна нам детям в течение одного года. В России было максимум 15 соток на дом/дачу нарезанные узкой полоской и дома впритык друг к другу, на Украине, в Прибалтике и Ср.Азии - дом располагался по центру сада на участке в 30-50 соток, я видел и по гектару. Дом мог быть и мазанкой/саклёй/избой, но планировка участка напоминала «барскую усадьбу», пусть и с сортиром на улице.

При этом, Украина не была ещё тем советским раем, как например - Молдавия. Многие этому удивляются, но это факт. И факт объясняется очень просто - сельское хозяйство Молдавии работало на саму Молдавию. Проще говоря молдавские колхозы поставляли продукцию прямо в молдавские госмаги. Исключение было по вину.

Как это выглядело в натуре - в той же Одессе, портовом городе «жемчужине у моря», можно было раздобыть шмотки, но с продуктами были напряги. «Наше море - наше горе», говорили одесситы. В магазинах дефицит, на рынках дорого, ибо расчёт на туристов. Поэтому одесситы мотались в ту же Молдавию за продуктами, а там лежали не только советские синие курицы, но даже и утки и гуси, в свободной продаже. Некоторые евреи делали на этом целый бизнес в советское время.

Ещё лучше жили в Прибалтике и в Грузии - там был фактически разрешён частный бизнес и подработка. Как был развит частный бизнес в той же Грузии, тут многие будут рассуждать про мафию, но на самом деле всё проще - грузинам, армянам «было можно». Грузинский крестьянин работал фактически на себя, сдавая в колхоз своего рода «оброк», этот оброк шёл в счёт формального выполнения плана и работы советской экономики, за этот оброк он получал зарплату колхозника, а потом пенсию. Остальное время он на приусадебном участке в несколько гектар, выращивал фрукты (персики, виноград, мандарины, лимоны и т.п.) и овощи на продажу.

Продать непосредственно человеку в СССР было нельзя - уголовное дело. Опять же объёмы - я в Рязани у одной бабки купил самовывозом в урожайный год около 150кг яблок с 6 соток, теперь представьте себе урожайность гораздо южнее с нескольких гектар. Нужны машины. Грузовые машины закреплены в СССР исключительно за организациями. Крестьянин шёл к председателю колхоза и просил грузовик, председатель давал его вместе с водителем, грузили несколько тонн мандарин в грузовик и везли в Краснодарский или Ставропольский края (несколько часов за рулём), там продавали туристам и местным за несколько рублей за кг. Совки помешанные на витаминах сметали всё.

Частных рынков в СССР не было - были колхозные. За это надо было заплатить рыночный сбор (пошлину за место) и всё. Поэтому куда-нибудь в Мин.воды или Сочи приезжал грузовик из колхоза им. Орджоникидзе и продавал фрукты. По закону прибыль должны была оприходываться в кассу колхоза и идти на его нужды, но естественно всё делилось между участниками (директор, водитель, производитель). За сезон (август-октябрь) в неделю можно было сделать 2-3 ходки, машина условно на 5 тонн (5 тысяч кг) и заработать минимум 10-15 тысяч советских рублей. Ещё раз - В НЕДЕЛЮ. За три месяца сезона (12 недель) выходило больше 120 тысяч рублей (даже с учётом накладных расходов, отступных и взяток, оставалось минимум половина). А вы про 120 рублей зарплаты колхозника. И какими глазами они смотрели на советских туристов, жадно поедающих фрукты, какими глазами они смотрели на ментов с 200 рублями жалованья - кинули шакалу сотку - пусть подавится!

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ СОВКА

Тут можно приводить примеры до бесконечности, немного подведём выводы.

А какая вообще жизненная цель была у конкретного совка?

Если отбросить всю эту пропаганду и демагогию, про построение социализма, про бескорыстие и построение нового человека и т.п. бред, можно выделить следующее - совок стремился переехать туда, где по его мнению был достойный «уровень жизни»*, где можно было спокойно покупать продукты и одежду. В связи советской планово-распределительной географией это получались исключительно союзные республики, кроме РСФСР. Из РСФСР люди натурально бежали во все стороны, отсюда стоны про умирающее Нечерноземье.

Ради своей мечты совок готов был пострадать и потрудиться - поехать подзаработать на Севера, в армию, пожить в общагах и вагончиках, помёрзнуть на морозах, но потом… Потом выйти на пенсию за выслугу лет/купить кооперативную квартиру/дом/дачу на Юге с фруктами и жить в своё удовольствие.

Для исполнения мечт приходилось потерпеть и помучиться - надо было выслушивать плевки и унижения от местных националистических идиотов. Но это считалось достойной ценой.

Вообще если послушать тогдашние разговоры, то многие современники возопили бы о русофобии и прочем фашизме, а тогда это были обычные советские разговоры. По ним выходило - всё что было плохого в СССР в этом виноваты русские, всё что хорошее - другие народы (трудолюбивые, гордые и т.д.).

Как эта мечта реализовывалась практически? В натуре, так сказать?

Русский советский человек приезжал в национальную окраину - ходил оббивал пороги, платил взятки и унижался, чтобы получить квартиру/машину/дачу. Потом работал за себя и местные нац.кадры, которые потом над ним и ещё издевались. Но многие реально этого не замечали - они страдали ради детей и витаминов!

Некоторые прямо стоически работали и пытались быть честными среди азиатских воров, пытаясь своим примером показать местным, что они много могут и на них всё держится. Местные естественно этого не ценили и считали русских дураками, на которых можно ездить, свесив ножки.

Многие русские женщины были готовы на всё ради витаминов и отдавались кавказцам и среднеазиатам за фрукты. Девичья честь за витамины - считалась вполне честной сделкой для тогдашних женщин и их родителей (кавказец - лучший зять! Непьющий, работящий). Я лично видел, как молодые красивые девушки подходили к гражданам средиземноморской расы, причём обезьяноподобного вида, и пытались познакомиться. Отсюда знаменитое «Все русские бабы - шлюхи!». В этом были уверены все жители национальных окраин.

Для самого русского лучшей женой считалась украинка - работящая и хозяйственная, а русская - это худая шлюха-стерва, не умеющая готовить и готовая продаться за килограмм мандаринов, если её отпустить на море на отпуск.

Всё что я говорю - это не какая-то там фашиствующая русофобия - это ОБЫЧНЫЕ РАЗГОВОРЫ взрослых 80-х годов прошлого века. И когда вы критикует Жванецких, Макаревичей, Киркоровых и прочих, то надо понимать - с их стороны это не есть какое-то злонамеренное сознательное оскорбление русских, этот дискурс они впитали с молоком матери, и даже не понимают за что их ругают - ведь ТАК ОНИ ГОВОРИЛИ ВСЕГДА.

А тут даже когда приходят чекисты и просят «Уймитесь, пожалуйста, не раздражайте народ», они искренне возмущаются и считают это русским фашизмом.

Вы думаете, что когда развалился Союз кончилась советская мечта? Фига с два!. Совки не сдаются и отступают!

Как я уже говорил, выше большинство офицеров бредило Прибалтикой и Европой. Поэтому даже в 90-х многие офицеры ездили в туже Ригу и пытались встать там на жилищный учёт. Формально мэрия Риги не могла им отказать - законодательство ещё было советское. И вот приходит чел в горисполком - а ему отказ, он ещё раз - ему отказ, он десятый раз - всё так же. Ему уже в лицо говорили: «Пошёл нахуй русский оккупант!». Он пошёл жаловаться в прокуратуру, в латышскую прокуратуру. Там всё тоже самое. Потом подговорили латышских националистов и они ему начистили репу, пару раз (советский человек с первого раза не понимает). Приехал недовльный обратно в Иркутск с фингалом: «Чё-то там обстановка неспокойная!». То есть остановило регулярное битьё морды, отказ продавать товары в магазинах, хамство на улице, в магазинах и учреждениях - не останавливало.

Ещё один пытался жить в Ташкенте (тогда фактически русский город) и это на фоне русских погромов по всей Средней Азии (!). Пока самого чуть с семьёй не прирезали - не поверил. Его сын учился со мной в одном классе.

При этом на Украину где национализм был слабее пёрли и пёрли все 90-е, на Украине первые из советских республик провели паспортизацию в 1997 году и её основной посыл был такой - чтобы голодная и нищая Россия полностью к нам не переехала!

А уже тогда были националистические марши и кричалки: «Москалей на ножи!», но советских русских это совсем не напрягало: «Это дурачки кричат». Человек приехал кормить детей абрикосами, чтобы лет через 20 этих детей потом убивали, и старался не обращать внимания на «трудности жизни». Да, иногда мог сорваться по пьяни и устроить драку, когда нервы не выдержали, тем самым подтверждая репутацию «русского пьяного дурака». Щаз эти дети считают себя украинцами и закладывают фугасы.

Я к чему всё - это как раз для понимания про «унитазы с нутеллой», про русских нищих рабов, готовых на всё ради фруктов и овощей, готовых отнять их саманную халупу под Жмеринкой с вишнёвым садочком, ибо они видели кучу русских, которые реально так себя ведут. Это к вопросу про уровень жизни*, про «не так предупреждали», «нет так освобождаете».

«Вы должны ТАК повысить уровень жизни в России, чтобы Украина сама захотела к ней присоединиться!».

На Украине до сих пор существует советский дискурс, который разрушает именно ЭТА война. У советских людей ЛЮБОЙ национальности в приоритете жратва и цацки, и любовь к Родине измеряется их количеством. Поэтому и побежали совки в Израиль и в США, и строчат оттуда комменты про роскошную жизнь.

ДИСКУССИИ

И вот летом 1992 года, в первый год после распада СССР, у нас произошёл разговор на тему переезда. Раньше эта тема вообще не поднималась, т.к. считалась сама собой разумеющейся. У отца приближался выход на пенсию, и он чего-то ляпнул: «Что-то я сомневаюсь…».

Ну и пошло-поехало: «Чего тут сомневаться?!». Дед с бабкой готовили нам сбычу советских мечт, осталось только приехать. Дед мог договориться о работе на ТЭЦ и отца могли там взять на работу после армии. Чё ещё надо???

- А нацисты-бэндеровцы? (в Черкассах говорили именно так, через «э»)

- Да, какие нацисты! Не обращай внимания!

И тут конечно вылез я, доморощенный историк-любитель. Как я уже говорил, я увлекался историей с 6-7 лет и к подростковому возрасту вполне владел институтским курсом и даже выше. И естественно, я вывалил на своих дедушку с бабушкой все свои знания про Украину - и то что украинский народ искусственный, и то что его выдумали большевики и т.д. и т.п. Я это говорил ещё задолго до того, как это стало мейнстримом.

Дедушка с бабушкой были в шоке. Ещё бы и не быть - скорей всего внучка подговорил русский фашист-отец, так ещё и старость придётся встречать в одиночестве! Отец сам удивился знаниям своего сына и сам потом, признался, что он не ожидал такого услышать.

Все исторический изыски закончились лаконичным: «Закрой рот, и не встревай во взрослые разговоры!».

Потом всё переросло в скандал вплоть до мата и взаимным обзыванием фашистами.

И тут отец сказал вот чего: «Ладно, давайте по-простому. Я себе на пенсию кое-как заработал, дальше проработаю если не инженером, то слесарем-сантехником или плотником. Как-нибудь допержу до общей пенсии. А дети?

Вот сыновья вырастут, женятся, обрастут имуществом, а потом чего? Всё бросать?!».

- как бросать? Зачем бросать???

- «Понятно, что СЕЙЧАС никакой нацизм не пройдёт. Большинство милиционеров служило в Советской Армии, большинство чиновников, работников родилось и жило при советской власти и не готово скакать под дудку бэндеровцев. НО ОНИ НЕ ВЕЧНЫ. И вы не вечны, и я не вечен.

ЧТО БУДЕТ ЧЕРЕЗ 20-30 ЛЕТ??? Сейчас у меня служебная квартира и немного барахла, а потом чего? Всё бросать, всё что нажито непосильным трудом??? Зачем? У меня одна жизнь и каждый раз жить заново мне под старость лет не хочется.»

Потом воцарилось гробовое молчание. Бабушка стала плакать.

Нельзя сказать, что они кривили душой - они сами считались украинцами, хотя говорили по-русски и полжизни прожили в России, до них нацисты не доколёбывались. С молодёжью они практически не общались. Это я общался с пацанами в городском дворе и в деревне и они уже начинали долдонить нацистские кричалки - причём тоже не из-за нацистских чувств, а тупо из вредности и чтобы подразнить кацапа (тогда не говорили «москаль»). Но процесс пошёл и его было не остановить.

Сам я усвоил в жизни важный урок - никакие исторические и логические доводы не действуют на взрослого человека, если он сам этого не захочет. Мало того, взрослый будет до последнего упираться из детского упрямства. Вы скажете - ну это же глупо. Да, глупо, но это простая человеческая психология. Поэтому мне смешно наблюдать за современными историческими баталиями в интернетах - никого это не переубедит. Нет сейчас ни русин, ни малороссов, ни запорожцев, ни хохлов - есть украинцы и они такие какие есть - наглые, хамоватые, самоуверенные, вороватые обманщики. Сейчас украинка стала синонимом слова «шлюха», хотя лет 30 назад считалась образцом хозяйственности и семейности. Вот такие вот метаморфозы.

Причём отец в истории и гуманитарных науках разбирался плохо, но какой-то здравый смысл у него был. После пары скандалов, он твёрдо решил - на Украину не ногой. Так мы переехали в Рязань, а потом перетащили туда дедушку с бабушкой.

Да, потом на ТЭЦ взяли другого русского инженера, который работал, а его украинский начальник переписывал за него официальные бумаги. Хотя в советское время на это никто не обращал внимания.

Ладно ещё немного отцовской мудрости))).

Зашёл как-то разговор об эмигрантах, ну и я говорю - вот этот русский, и этот русский и тот русского происхождения. (тогда было модно записывать всех в русские, как и в украинцы, так и в евреи).

- Сынок, это ничего не значит. Они живут и работают на чужие государства. Так что от их русскости нам не тепло и не холодно.

- Как так???

- Вот так. Во-первых, они эмигрировали только ради того, чтобы не жить в нашей стране. А во-вторых, они живут в чужой системе и работают на чужую систему, а будет надо - прикажут и будут воевать с нами. У большинства вся его русскость - это плохое знание языка и дай, Бог, чтобы во время войны он тебя не добил раненного, а взял хотя бы в плен. Так что нечего мечтать об уехавших, что они будут помогать нам.

Да взять, хотя бы хохлов - прикажут и пойдут воевать. И нашим прикажут - и они пойдут воевать.

- Да как такое возможно?!!! - воскликнул я.

- да просто - это теперь РАЗНЫЕ ГОСУДАРСТВА. Прикажут и пойдут. Ты вот сам читаешь историю, а её не понимаешь. Как вот раньше воевали Москва и Рязань? Несколько раз взаимно Коломну и Зарайск сжигали вместе с жителями. И народ их поддерживал и шёл воевать и умирать за своими князьями. Хотя говорили на одном языке - москвичи акали, а рязанцы - якали.

Я реально был поражён такой простой логикой. Если говорить псевдонаучным языком - отдельные системы начинают жить своей жизнью и бороться за своё существование.

СЕЙЧАС я всё это очень сильно переосмысливаю и просто удивляюсь прозорливости отца. Сделать выбор в ТЕХ УСЛОВИЯХ, когда те же русские пёрлись на Украину толпами и это считалось разумным выбором. Большинство обывателей следуют прошлому шаблону и считают это весьма умным. А после 2014 года стало окончательно ясно и понятно - Украину ждёт ужасный конец. Но даже сейчас, я встречаю в ПВР-ах для беженцев, возгласы: «Да кто же мог знать!». А оглядываясь назад - всё было видно как на ладони. Смотреть НЕ ХОТЕЛИ.

Руина, История, юриспруденция, Власть, Логика, культура, воспитание, педагогика, идиоты, Мир, жвачка, Безопасность, геополитика, дефолт, развитие, совок, прогнозы, экономика, государство, экология, происшествия, Совок, здравоохранение, повседневность, совкология, Размышлизмы, Пиздец, личное, фундаметнальное, Жизнь, будущее, политика. жизнь, планирование, Аберрация, дети, отдых, транспорт, философия, футурология, будни, Юмор, СССР, народ, гении, отпуск, Будущее, национализм, реальность, юристы, бред, чтиво, кадры, цивилизация, Общество, прошлое, Школа, социология, фольк-хистори, Происшествия, Политика, счастье, демагогия, Россия., выживание, работа, Москва, современность, жизнь. будущее, Образование, Труд, люди, РФ, Россия, Культура, русские, гуманитарии, Новости, пропаганда, Украина, еда, отец, Кризис, семья, Война, Майдан, ликбез, инфосфера, психология

Previous post Next post
Up