ПРОБЛЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЛОГИСТИКИ

Jul 28, 2022 19:00

Тут недавно Косарекс поднял тему про проблемы Шёлкового пути*, тема конечно интересная (не всё про хохлов писать), но на мой взгляд частная.

Про общее развитие глобализации я уже писал

Давайте глядеть ширше, а к людям чутче.

НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ

Большинство людей всегда задавались вопросом - ну вот были там всякие Бухары с Самаркандами, Шёлковый путь*, культура, развитие, цивилизация ( в общем-то ничем не уступающие ни западным, ни восточным аналогам), а сейчас там одни какие-то говнищи, кровь, кишки и дикость. Почему так?

Многие стали пихать альтернативщину, типа «Это всё было наврано! Говнищи там были всегда!», другие пихают версию о проклятом колониализме европейцев (иначе тогда мы ого-го). По каждой версии сочинены горы макулатуры, которые не разгребсти и за всю жизнь. И обе на мой взгляд неверны.

Начнём с того, что вплоть до 18-го века азиатские страны ничем не уступали ни в культуре, ни в технике, и прикладной механизации Европе. А раз не уступали, то как тогда смогли нагнуть и подчинить эти азиатские страны?

Ну первый удар был - мореплавание. Но местное мореплавание было развито и в азиатских странах. У нас не понимают, а в чём собственно был подвиг Васко да Гам и Колумбов с Магелланами? А очень просто - европейцы создали технологию непрерывного долговременного мореплавания.

То есть в Индийском океане мореплавание было очень развито, там был даже свой аналог Золотого треугольника (Аравия-Индия-Африка), но плавание было в основном каботажным или челночным (плаванье по определенному отрезку и обратно). Старая схема торговли была такой - из Индии товар морем перебрасывался в Персию или Аравию, оттуда морем или караванами до Средиземноморья, оттуда раскупался уже генуэзцами и венецианцами и развозился по Европе.
Товар шёл несколько лет и менял по пути множество рук и становился естественно на вес золота.

Португальцы, первые из европейцев, смогли добираться до Индии за три месяца, а не а три года. В этом и есть революционный прорыв в мореплавании. Масса логистических цепочек от Индии, Персии к Аравии и Турции оказались разорванными, масса людей потерял работу и прокорм. Плюс ещё португальцы стали топить арабские корабли в Аравийском море, чтобы устранить конкурентов. И устранили.

Именно долговременное мореплавание нанесло самый главный удар по Шёлковому пути, ещё в эпоху парусных кораблей - тот же китайский шёлк в течение максимум полугода достигал Европы и получался в разы дешевле (несмотря на наценки), чем шёлк доставленный на горбах верблюдов.

Европейцы устранили центральноазиатских посредников и сориентировали торговлю прибрежных стран на себя. Мало того они стали контролировать практически всю морскую торговлю и контролируют её до сих пор.

Это был сильный удар, но в условиях сухопутной лошадиной тяги он был ещё терпим - Россия торговала напрямую с Персией через Волгу и Каспийское море (что было гигантским экономическим подспорьем для обеих стран). Страны Средней Азии доставляли себе товары на лошадях и верблюдах.

Но потом был нанесён второй удар - железные дороги.
Причём не сами по себе, а тем, что они планировались и строились уже в сложившейся европоцентричной экономической модели - из глубины страны к побережью.

Получалась следующая картина - на гигантском Евразийском континенте все более-менее экономически живые страны лепились по краям, а в центре Евразии формировался транспортный вакуум, где население буквально деградировало в дикость.

Первую попытку пробить этот вакуум сделала Россия, построив Транссиб - теперь за месяц можно было доставить товары в Европу, которые шли раньше несколько месяцев морем (несмотря на пароходы).

Вот тут обозначены мечты начала ХХ-го века*.


Сейчас пробить этот вакуум пытается Китай. Посмотрим, получится ли у него?

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ТУПИК



Итак, Китай на сегодняшний момент имеет буквально 3 сухопутных коридора с Западом:
1) Это КВЖД и далее по Транссибу
2) Это Трансмонгольская магистраль* и далее по Транссибу
3) И это Синцзян-уйгурская магистраль соединяющая в Достыке (Дружбе) с Казахстаном, далее по Турксибу и Транссибу.

В общем не густо - многочисленные связи в Маньчжурии всё равно выводят грузы на Транссиб, который уже не справляется с нагрузкой. Трансмонгольская дорога в основном - ОДНОПУТНАЯ, и опять выводит на загруженный Транссиб. Уйгурская дорога фактически дублирует Транссиб и в Казахстане фактически входит на него же.

Казахстан усилил свою работу по увеличению жд-сети*, этой работе сделан буквально в 10-х годах НАШЕГО века*


Вот ПЛАНЫ по модернизации жд-сети Монголии, по сути это создание новой сети с нуля.*


Теперь возьмём Иран. Вы слышали, что например вплоть до 2010 года у Ирана было только 2 (ДВА) сухопутных железнодорожных транзитных выходов для связи с внешним миром?
Это Джульфа и выход на Закавказскую дорогу СССР и Ван с жд-паромом через озеро Ван в Турции, всё на ветке через Тебриз.
ВОТ И ВСЁ. *


Это тот самый Иран, который находится под санкциями с 1979 года! Дорогу между Керманом и Захеданом, которая могла дать транзитное сообщение с Пакистаном и Индией, не строили лет 50.
Не было связи со знаменитой дорогой Берлин-Багдад в Ираке. Иран реально был изолирован от внешнего мира. А море контролировалось англо-американцами.
А ведь всё планировалось ещё в начале ХХ-го века (см. карту выше).
А вы говорите … купаться!

Подоспело и создание Трансафганской железной дороги*.
Именно создание этой дороги превратит Афганистан из жопы мира, в нормальное развивающееся государство.


ВЕЛИКИЙ ПОВОРОТ

Вообще складывается впечатление, что плану внутренней транспортной связности Евразии кто-то постоянно мешал и мешает вплоть до сегодняшнего времени.

Все события в Евразии как раз указывают на это - ГВ в Китае до 1951-го, ГВ в России и создание СССР государства-изгоя, Иранская исламская революция и война в Ираке, Индо-пакистанские войны, конфликт СССР и Китая, ГВ в Афганистане вот уже длящаяся 50 лет без перерыва.

Все эти события естественно не способствуют развитию экономической деятельности.

Основная проблема и Китая в том, что для развития своей экономики ему нужно создание единого государства на западе своих границ, которое построить несколько трансазиатских линий по единым стандартам (по типу СССР).

С другой стороны, большое государство ему не нужно как конкурент, мало того благодаря политической раздробленности он смог продавить эту программу развития путей сообщения.

Строительство обычных железных дорог в центре Евразии свяжет страны гораздо большими тесными экономическими связями друг с другом, создаст рабочие места, рынки сбыта, направит регион с пути на деградацию в мирное цивилизационное русло.

То есть, конечно Индия не будет гнать весь экспорт в Россию например, но часть может направить и тем самым будет меньше зависеть от западных партнёров.

А со временем развития внезапно окажется, что и не надо гнать тонны товаров в Европу, так как соответствующий рынок сложился по близости.

Европа, транспорт, Евразия, развитие, логистика, экономика, жизнь. будущее, Азия

Previous post Next post
Up