Убивает ли Бог по ночам, или О странном прочтении двух молитв

Sep 02, 2021 10:02


Столкнулся тут с удивительным, очень странным прочтением двух важных молитв, какие включены в утреннее молитвенное правило. Написали мне буквально следующее:

"Вот христианское отношение к Богу. Не радость, не свет, не тепло - мучительное вымаливание прощения. И благодарность (!), причём дважды (!) за то, что Он позволил нам проснуться, а не погубил (!) Представьте себе земного отца, который требует от детей ежедневной благодарности за то, что он не убил их ночью (!!!)".

Я изумился и попросил пояснить, какие молитвы собеседник вот так истолковал. Оказывается, вот эти (с радостью их приведу полностью):

1. От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во исповеда́нии серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

2. Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́, пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея, и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти. Благодари́м Тя, я́кo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́, во е́же славосло́вити держа́ву Твою́. Те́мже мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́, и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви: отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твое́го хвале́ния, я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мой собеседник почему-то уверен, что тут нам предлагается благодарить Бога за то, что Он нас не убил... По-моему, это очевидное непонимание, но попробовал всё же пояснить.

Я, конечно же, прекрасно знаю эти молитвы. И не понимаю, откуда такое странное прочтение простой мысли. Мысли, что та благодать, какая снова и снова пробуждает нас и животворит, вообще-то - чудо. А не норма. Вот и всё.

Бог терпит наши грехи, оставляя нам возможность проснуться, встать и принести плоды покаяния. Это именно дар, благодать, которая присутствут в мире столь же объективно, сколь и грех. Бог не спешит нам воздать по делам, а терпеливо даёт нам день за днём.

Эти покаянные слова святых, кто записал эти молитвы, - не о том, что Бог губит, а о человеческом понимании своего недостоинства. Осознание чудесного факта: мы ещё живы и имеем возможность после множества грехов встать, покаяться и спастись. И это то, за что можно и нужно благодарить.

Тут не богословие жестокого Бога (откуда?!), а покаянное, трезвое отношение кающегося человека к себе самому: я недостоин прощения, но ты меня не осуждаешь. Вот что тут сказано.

Всё это - под очень важной статьёй Александр Ткаченко на сайте журнала "Фома": https://foma.ru/bozhi-deti-na-grani-nervnogo-sryiva.html

UPD. Понял, что некоторым страшно само признание того, насколько грех опасная штука... Дорогие, тут вопрос, какие выводы сделать из этого признания. Например, если алкоголик не готов признать, что он алкоголик, то ему помочь практически невозможно. Тут признание ненормальности нашего положения -- путь к перемене, к спасению. Увы, почему-то многие видят в самой констатации "болезни" приговор себе и начинают унывать, впадать в отчаяние. Но паталогично не само заявление, что я грешен; паталогической может быть то, как я себя повёл после. Помните, Пьяница в "Маленьком принце"? -- Я пью потому, что мне совестно... пить. Вот пример патологического, неверного вывода из признания своей проблемы. Но саму проблему "задвигать" -- это неправильно.

И второе: как-то ускользает то, о чём я постоянно пишу. Да: грех -- объективная реальность. Но и благодать тоже. Вот в чём дело. Если мы циклимся на том, что мы погибли, ибо грешны, то зачем тогда вообще помнить о Христе, Который пришёл нас спасти и дал нам ту самую благодать? Наша беда не в том, что мы переоцениваем вред от греха. Беда в том, что мы резко недооцениваем то, насколько в мире и в нас активно присутствует благодать Божия. Нам кажется, что когда у нас всё "нормально", то это -- нормально. )) Нет: мы каждый день купаемся в благодати, какую нам Бог даёт. Этим мы живы. Если это звено выпадает, то дело не в молитве, а в том, во что собственно мы веруем.

Ссылки, Личное, Дискуссии, Религия, Дневники

Previous post Next post
Up