22 июня 1941 года гитлеровская Германия с союзниками вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, колоссальная по масштабу и жертвам. Напомним, что через две недели (!) боев враг уже ворвался в Смоленск и оказался у ворот Москвы.
Отдельная больная тема здесь - авиация.
Многие часто пишут о ее полном разгроме уже в первые часы первые часы приграничного сражения. О том, что летчики утром 22 июня якобы спокойно спали, в то время как на наши аэродромы и города посыпались вражеские бомбы. А подробнее об этом
Сергей Варшавчик говорит
на сайте журнала "Фома" с историком авиации, автором проекта «Архивная революция» Михаилом Тиминым.
И начнём с разговора на волнующую многих тему о предвоенном периоде, а именно с воздушной разведки, которую немцы постоянно вели непосредственно над территорией Советского Союза.
- Пожалуй, поскольку из песни слова не выкинешь, начать придётся с вопроса, который касается периода до начала боевых действий. Почему СССР позволил так спокойно проводить немцам разведку своей территории? Настолько доверяли Гитлеру? Неужели ничего не пытались предпринять?
- Нет, конечно, не доверяли и пытались предпринимать меры по противодействию. Но тут сыграл свою роль фактор некоторой технической отсталости. Немцы начали воздушную разведку примерно в январе 1941 года. Действовали они специально изготовленными для этой миссии высотными разведчиками «Юнкерс-86П» (Ju86P). На самолеты были установлены гермокабины, дизельные двигатели с турбокомпрессорами. И полеты выполнялись на высотах порядка 12 километров. В тот момент советская ПВОВ тот момент советская ПВО даже не всегда могла засечь такие самолеты.
«Юнкерс» Ju 86P-2 из 4.(F)/Ob.d.L, во время секретных полётов над СССР, зима 1941 года.
То, что мы имеем - порядка 100 зафиксированных советской стороной полетов дальних разведчиков, к сожалению, это верхушка айсберга, то, что советские посты ПВО смогли визуально зафиксировать. Предпринимались действия по перехвату воздушных разведчиков. Эффективно это удалось сделать лишь один раз - 15 апреля 1941 года, когда немецкий самолет из-за поломки одного из двигателей снизился и был перехвачен заместителем командира 46-го истребительно-авиационного полка старшим лейтенантом Шалуновым в районе Ровно. После нескольких имитаций атак немцы были вынуждены сесть на поле. Самолет они взорвали.
До этого был трагический инцидент 10 апреля 1941 года в районе Каунаса, когда попытка летчиков 31-го истребительного авиационного полка перехватить высотный немецкий разведчик закончилась тем, что один истребитель сорвался в штопор (видимо, из-за повреждения кислородного оборудования) - летчик потерял сознание и разбился. Пилот другой машины, попавшей в штопор, покинул ее на парашюте.
![](https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/06/J7B5BWS-770x488.jpg)
Пилоты истребителей МиГ-3 в ожидании приказа на взлет
Даты немецких аэрофотосъемок первой половины 1941 года, которые хранятся в американском Национальном архиве, часто не отмечены в журнале учета полетов германских воздушных разведчиков советской ПВО. Например, 20 июня 1941 года немцы снимали Ригу, а пролет не зафиксирован нашей противовоздушной обороной. Сколько было полетов, на сегодняшний день неизвестно, потому что серьезных немецких исследований на эту тему нет, за исключением одного, в котором в основном технические аспекты.
![](https://my-cccp.ru/wp-content/uploads/2016/11/7.jpg)
Подполковник Теодор Ровель, 09.02.1894 - 06.06.1978 - лучший шпион Рейха
Этими полетами занималась специальная разведывательная авиагруппа под руководством полковника Теодора Ровеля (подчиненная командующему люфтваффе). Имела на вооружении несколько модификаций самолётов-разведчиков, в том числе, экспериментальных (Me-261V3, He-177А-3, Ju-88B/C-7 и ряд других). Данное организационное объединение соединяло в себе боевые и научно-исследовательские возможности. У нас ничего подобного не было.
- Общеизвестно, что наша авиация понесла огромные потери в первые дни войны. Долгое время в книгах, включая школьные учебники, давалась картина мгновенной гибели чуть ли не всех машин на аэродромах. Неужели действительно вот так «проспали»? Или события развивались по иному сценарию?
- Нет, не проспали. В ночь перед нападением была передана в приграничные округа директива без номера, которая была подготовлена около 20:30 советским политическим руководством 21 июня 1941 года.
В ней было указано, что стоит ожидать враждебных действий со стороны Германии, хотя они могут иметь провокационный характер. Поэтому около трех часов ночи уже 22 июня все советские части в приграничной полосе были подняты по тревоге. Вплоть до того, что личный состав опробовал самолеты, двигатели, отстрелял пулеметы и находился, в общем-то, в состоянии боевой готовности.
Единственно, что не сделали, - это не подняли в воздух дежурные звенья или эскадрильи. Из-за этого, часть аэродромов действительно было атакована без противодействия советской стороны, самолеты ВВС Красной армии начали взлетать после первых ударов.
- Причины поражений, о которых пишут и спорят: какие считаете надуманными, а какие реальными?
- В нашей историографии они не анализировались в принципе по понятным причинам. Какие-то робкие исследования, которые пытались вести в 60-80-е годы, базировались на очень небольшом объеме советских документов. Потому что работать в Центральном архиве министерства обороны было очень сложно. Все работы делятся на две части. Первое - исследование боевого пути частей и соединений, то есть воздушных армий, некоторых дивизий и отдельных полков. Второе - военные мемуары. В этих исследованиях главным была героизация того или иного соединения. Немецкие потери брались по нашим данным. Они необъективны в силу того, что проверить, сколько самолетов противника сбито в воздухе или уничтожено на аэродроме, было практически невозможно.
- По итогам начала войны: можно ли говорить о разгроме советской авиации? Каково было положение дел, настрой лётного состава, воздействие нашей авиации на противника?
- Говорить так неверно, потому что мгновенного уничтожения авиационной группировки не состоялось. Хотя на определенных направлениях нечто такое происходило. Если мы берем западное и северо-западное направление, то есть Западный и Северо-Западный фронты, фактически основная масса советских самолетов-истребителей ВВС там была уничтожена 22-23 июня 1941 года. Потеряно 70-80 % - уничтоженные в воздухе, на земле, из-за повреждений и неисправностей, оставленные на аэродромах при отступлении.
![](https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/06/Bez-imeni-2-770x401.jpg)
Слева - аэродром Каунас, германская разведывательная аэрофотосъемка. Справа: Каунас захвачен. Немецкий военный смотрит на сгоревшие Р-5ССС из 16 КАЭ. На заднем плане - два ряда самолетов 15-го ИАП
Но проблема люфтваффе была в том, что немцы серьезно недооценивали ВВС Красной армии. А ведь уже начиная с 23 июня, например, в состав Западного фронта стали поступать соединения из внутренних округов, в первую очередь, из Московского и Орловского. Началось формирование новых частей. В частности, знаменитые полки ОСНАЗ из летчиков-испытателей, созданные по инициативе дважды Героя Советского Союза Степана Супруна. В частности, первый из этих полков - 401-й ИАП, был сформирован за неделю, и первая его эскадрилья брошена в бой уже 27 июня. Степан Супрун погиб в бою 4 июля, однако в начале июля, с помощью переброшенных в Белоруссию новых частей, советское командование смогло восстановить фронт, фактически не существовавший после катастрофы западнее Минска.
![](https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/06/322px-Stepan_Suprun_1940-201x300.jpg)
Степан Супрун
Таким образом, из-за своей недооценки сил Красной армии немцы не успели перемолоть приграничную группировку, и в бой вступили резервные соединения из внутренних округов. Далее на протяжения лета и осени 1941 года раз за разом происходило примерно одно и то же: немцы уничтожают советскую авиационную группировку на направлении главного удара на глубине 250-400 километров. А после того, как они продвинулись дальше на восток, начался новый этап борьбы. Борьба с драконом, у которого на месте одной срубленной головы вырастают две. Поэтому все лето и часть осени 1941 года люфтваффе занималось перманентным сражением с вновь прибывающими на фронт частями РККА.
![](https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/06/Bez-imeni-1-770x367.jpg)
Бомбардировщики СБ к началу войны устарели, но заменить их было нечем
К тому времени у нас остались довоенные части на Дальнем Востоке, Забайкалье, в Средней Азии и в Закавказье, хотя и серьезно прореженные. Все то, что было на европейской территории, в том числе из внутренних округов, к зиме 1941/1942 годов немцами было перемолото. И в битве за Москву уже участвовали вновь сформированные или переформированные и пополненные части.
- Говоря о трагедии первого дня войны, часто вспоминают застрелившегося командующего ВВС Западного округа 32-летнего генерал-майора Ивана Копеца. Якобы, это результат осознанной им катастрофы (так, например, это показано в эпопее Юрия Озерова «Битва за Москву», 1985 год). Он действительно настолько осознал катастрофичность положения и отчаялся от потерь? Или это красивая легенда, а истинные причины лежат в иной плоскости?
- События развивались так: около 17 часов после того, как генерал Копец некоторое время не выходил из своего кабинета, к нему зашли и увидели, что он застрелился. Мы ничего не знаем, что он думал перед этим. Копец был выдающимся советским летчиком, сражался в Испании, до этого 10 лет служил в ВВС. Приграничное сражение до своей гибели он вел достаточно энергично - дважды пытался вывести свои самолеты из-под удара противника. Но против его подчиненных немцы на узком участке фронта сосредоточили два авиационных корпуса. И справиться с ними он физически не мог. Те самолеты, которые были на приграничных аэродромах Западного Особого военного округа, то есть, в 100-километровой линии от границы, были к 9:30 утра 22 июня либо полностью уничтожены, либо немцы заставили отступить с этих аэродромов под угрозой полного уничтожения ВВС.
![](https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/06/Kopec_Ivan_Ivanovich-218x300.jpg)
Иван Копец
Далее после обеда они, проведя разведывательные мероприятия, провели серию ударов по тыловым аэродромам, куда, собственно, отступили оставшиеся части, самолеты частей приграничных, был учинен очередной мини-разгром. И советские ВВС в послеобеденное время были вынуждены передислоцироваться на еще более удаленные от границы авиабазы. И все это время Копец пытался маневрировать, пытался бросить в бой свои самолеты - ВВС Западного округа, единственные, которые санкционированно били по немецким аэродромам, нанеся немцам небольшой, но урон на территории Польши, в районах Сувалок и Бельск-Подлясное. Мое мнение такое: Иван Иванович был настоящим бойцом, и поражение в этой битве, он не смог перенести, воспринимая как личную трагедию.
- Выдвижение на очень высокие посты молодых асов - насколько это было общим явлением накануне войны и сказалось ли на ходе сражений в воздухе?
- В авиации, как нигде, нужны именно молодые люди. Потому что там просто физически невозможно человеку в сорок лет летать на уровне двадцатилетнего юноши. И тридцатилетние не тянут по сравнению с двадцатилетними. Поэтому это было абсолютно всеобщее явление - и в Германии, и в СССР. Тот же Копец был примерным ровесником генерала люфтваффе Адольфа Галланда и полковника Вернера Мёльдерса.
Другое дело, что при массовом развертывании ВВС слишком много молодых асов становилось командирами, не будучи при этом компетентными. Это была болезнь роста, и она не зависела от того, ас летчик или не ас.
Впрочем, выдвигались не только молодые боевые командиры, но и люди более старшего возраста, которые прошли Первую мировую, Гражданскую войну, участвовали в каких-то авиационных операциях или были непосредственно летчиками. Например, командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов был боевым летчиком, в Первую мировую стал кавалером трех солдатских Георгиев и нескольких офицерских наград, в том числе золотого оружия за храбрость. Буквально перед Великой Отечественной войной был выдвинут сначала на заместителя командующего ВВС Прибалтийского Особого военного округа, а затем стал командующим.
- Мы знаем, что немало советских военачальников, особенно в первый год Великой Отечественной, были арестованы и расстреляны. Особенно памятен приговор Павлову, который современные военные историки считают необоснованно суровым. Коснулась ли такая практика авиации? Если да, то насколько и в чем были виновны командующие?
- Основное «авиационное» дело, которое развивалось весной и летом 1941 года, было связано с большой аварийностью в авиачастях, и с проблемами авиапромышленности. Начиная со второй половины 1937 года советская авиапромышленность пыталась построить и запустить в серийное производство новую линейку современных моторов, самолетов и авиационного вооружения, однако это долго, вплоть до весны 1941 года, не удавалось. По этой причине перевооружение ВВС КА на новую технику несколько раз - в 1938, 1940 и собственно 1941 году - было сорвано. Виду того, что в сложившихся проблемах конструкторы и производственники обвиняли военных и наоборот, произошли, скажем так определенные эксцессы. В результате разбирательства, и последующих выводов были арестованы некоторые лица, ответственные за принятие на вооружение новой техники, в частности начальник НИИ ВВС Филин, а также и ряд конструкторов, в частности конструктор перспективного авиавооружения Таубин. Ну а дальше органы, на мой взгляд, проявили излишнее усердие в разматывании клубка.
В результате были арестованы: заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков); нарком вооружений (Ванников); нарком боеприпасов (Сергеев); трое бывших командующих ВВС Красной армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов); начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн); помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров); начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов); командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев); заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин); командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов); командующий ВВС Западного фронта (Таюрский); командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин); командующий ВВС Московского ВО (Пумпур); помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт); помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев); начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин) и другие. Впоследствии, к глубокому сожалению, большая часть из арестованных была расстреляна.
По тому, насколько серьезно это повлияло на ситуацию на фронтах, мы до сих пор не имеем какого-то серьезного исследования.
- Насколько борьбу за небо над СССР смогли бы облегчить союзники, прежде всего Великобритания, при поддержке, а потом и активном участии США? И в плане отвлечения сил, и в виде поставок по ленд-лизу?
- Как только на Германию в 1943 году начались серьезные налеты стратегических бомбардировщиков, немецкая истребительная авиация начала потихоньку уходить с Восточного фронта. Последнее сражение - это Курск, где была задействована серьезная группировка люфтваффе. После этого, собственно говоря, никаких серьезных действий по завоеванию господства в воздухе немцы не вели. Например, если взять бои за Крым конца 1943-го, первой половины 1944 года, то там у немцев действовала всего одна истребительная группа - вторая группа 52-й истребительной эскадры майора Герхарда Барнхорна - и, в общем-то, неплохо справлялась, сражаясь против соединений двух советских воздушных армий и ВВС ЧФ. Но это в первую очередь показатель того, что в целом после 1943 года немцы уже не могли сосредоточить хоть где-то какую-нибудь серьезную группировку для противодействия нашим наступлениям, они просто отбивались.
- Мы говорим о поражениях начала войны. Но июнь-июль 1941-го - это ведь еще и время первых подвигов наших летчиков. И о многих из них далеко не всем известно…
- Ну в первую очередь необходимо отметить, что противник также систематически нес потери на земле и в воздухе. В отличие от той же Франции, советское командование вело боевые действия весьма энергично, стараясь постоянно наносить контрудары как с целью поддержки сухопутных войск, так и с целью завоевания господства в воздухе. Другое дело, что, ввиду целого конгломерата объективных и субъективных причин, ВВС КА как в вооружении и боевой технике, так и в индивидуальной подготовке летного состава, и в боевых возможностях частей и соединений на порядок уступали люфтваффе и не могли переломить ход боевых действий, несмотря на имеющееся, казалось бы, численное превосходство.
Противник, энергично маневрируя своими соединениями, раз за разом громил противостоящие советские части и соединения, затем переносил удары на другое направление, и там все повторялось.
![](https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/06/photo_2020-06-20-21.24.46-770x454.jpeg)
Фото воздушного боя. Мессершмитт сбил «Чайку» (И-153)
Однако упомянутая выше недооценка сил ВВС Красной армии, привела к известному коллапсу люфтваффе. В октябре - ноябре 1941 года, посчитав, что победа уже в кармане, противник вывел из состава группировки, наступавшей на Москву, управление 2-го воздушного флота, 2-го авиакорпуса, ряд соединений и частей. Но уже в начале зимы все резервы люфтваффе были истрачены. Всего за кампанию было безвозвратно потеряно около 2500 боевых самолетов, а это практически 75 % от имевшихся в строю к 22.06.41 года, а оставшиеся на фронте части измотаны. Командование Красной армии внезапно бросило в бой вновь сформированные резервы, и противопоставить этому немцам было уже нечего, помочь вермахту остановить контрнаступление под Москвой люфтваффе не смогли.
То есть основная заслуга руководства СССР, Красной армии и ВВС КА - это подготовка резервов и энергичное противодействие противнику в течение всей кампании, что, вкупе с просчетами противника, и привело к успеху.
Некой неприятной составляющей, было недопонимание командованием всех уровней превосходства противника, что ставило советскую сторону в некий интеллектуальный тупик. Большие собственные потери - около 20000 самолетов - при очевидных успехах противника пытались оправдать якобы сопоставимыми по количеству потерями врага. При этом переоценивались возможности как соединений и частей ВВС КА, так и ряда личностей, которых, по примеру противника, начали активно пиарить как в прессе (называя асами), так и путем поощрений, повышая в должностях и званиях и награждая орденами. В дальнейшем это привело и к тяжелым потерям частей и соединений в 1942-1943 годах, и к недооценке многих реальных героев-летчиков. Зачастую обходили наградами людей, которые этого действительно заслуживали. Про генералов И. И. Копеца и А. П. Ионова мы уже говорили, ну и, наверное, надо упомянуть и неизвестных рядовых героев.
Например, вот летчик-бомбардировщик лейтенант Павел Дмитриевич Субботин. 29 июня 1941 года его экипаж нанес удар по Вильнюсскому аэродрому и уничтожил десять немецких истребителей «Мессершмитт-109» и «110». Есть немецкие документы, где зафиксированы потери, приведены снимки горящих истребителей. А человек не получил даже по совокупности подвигов звание Героя Советского Союза. Несмотря на то, что, воюя с первого дня войны, к маю 1945 года он выполнил на «Ил-4» более 200 боевых вылетов, в основном в глубокий тыл врага. И это оценено по заслугам не было. Более того, после войны Субботина довольно быстро уволили из армии.
![](https://foma.ru/wp-content/uploads/2020/06/org_jspl69-770x470.jpg)
Сбитый самолет люфтваффе
Или вот командир звена лейтенант Аристотель Кавтарадзе. 13 июля 1941 года в бою над аэродромом Сольцы таранил немецкий самолет. При этом обе машины упали, и пилоты погибли. Немецкие документы таран подтверждают. Был представлен командованием к Герою Советского Союза посмертно, но не был награжден даже медалью «За отвагу».
Историю сражений в небе Великой Отечественной войны еще только предстоит написать, и я и мои коллеги будем шаг за шагом объективно исследовать боевую летопись советских ВВС, в том числе и для того чтобы все герои получили достойную оценку совершенных подвигов.
На заставке: пилотажная группа Красная пятерка на параде 1940 года: полковник С.П.Гращенков, полковник А.П.Николаев, генерал-майор И.А.Лакеев, майор Н.И.Викторов и майор Е.С.Антонов.
(с) Сайт журнала "Фома", 22 июня 2020