Сегодня исполняется ровно 75 лет окончанию Берлинской наступательной операции, которая стала прологом к безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Битва эта до сих пор вызывает много вопросов. Не стоило ли просто окружить Берлин и обойтись без штурма? Стоило ли вводить в город танки? Удалось ли нацистской верхушке и части войск ускользнуть из города? И наконец, почему столицу Германии взяли намного быстрее многих других городов?
На эти и другие вопросы, которые задал
warsh, "Фоме" ответил военный историк, кандидат исторических наук
dr_guillotin. Несколько фрагментов из интервью даю прямо у себя, а
полностью -- в журнале "Фома":
- Есть ли утвердившиеся в общественном сознании мифы, связанные с битвой за Берлин?
- Есть. Один из них о бессмысленности введения танков в город. Второй - об огромных бессмысленных потерях на Зееловских высотах. Хотя потери в битве за Берлин были вполне пропорциональны достигнутому результату и численности противника. А прорыв Одерского фронта вообще надо внести во все учебники, настолько грамотно он был проведен.
- Откуда взялось устойчивое представление, что Жуков повинен в огромных неоправданных жертвах при штурме так называемых Зееловских высот - оборонительных рубежей на многочисленных холмах недалеко от города Зеелов, прикрывавших Берлин с востока? Было ли действительно необходимо их штурмовать, и каковы реальные потери с обеих сторон?
- Этот «вброс» был сделан в рамках политической кампании 1957 года, после снятия Жукова с поста министра обороны СССР. Нужно было, в частности, отвлечь внимание от неудач 1-го Украинского фронта под Баутценом, где противником был нанесен результативный контрудар. А Одерский фронт, хоть немцы и готовили его к обороне в течение двух месяцев, в итоге был пробит на узком фронте в районе Платкова, в полосе 9-й воздушно-десантной дивизии немцев. И безвозвратные потери 69-й и 8-й гвардейской армий на "Зееловских высотах" (строго говоря, такого топонима в Германии не было) составили около 4 тысяч человек.
- Но после войны некоторые участники операции утверждали, что можно было просто окружить Берлин и дождаться капитуляции гарнизона.
- У Красной армии уже был опыт "окружить и дождаться" - Кенигсберг и Бреслау. Оба примера показывают, что ждать можно было неделями, а на войне каждый день - это неизбежные потери. Поэтому нужно было как можно быстрее завершить штурм, не дав противнику закрепиться в городе.
- А наши союзники имели шанс войти в Берлин раньше нас?
- Да, но для этого им нужно было радикально менять стратегию, причем еще в марте 1945 года. В апреле шансов у них уже не было. Кроме того, у советского руководства был мощный рычаг давления на американцев - обещание принять участие в военной кампании на Дальнем Востоке.
- Во время штурма Берлина было две попытки переговоров. Первый представитель берлинского гарнизона вернувшись в город застрелился. Почему? И кто принял на себя окончательное решение о капитуляции?
- Первым после смерти Гитлера в ночь на 1 мая 1945 года пошел на переговоры начальник штаба верховного командования сухопутных войск вермахта Ханс Кребс. Но его предложения носили политический характер, и речь шла о перемирии - капитуляцию он вообще не хотел обсуждать. Когда же заключать перемирие советское командование отказалось, Кребс вернулся в Берлин и застрелился в коридоре фюрербункера. Окончательное же решение принял комендант Берлина, командующий обороной города генерал Хельмут Вейдлинг. Именно он на командном пункте командующего 8-й гвардейской армией генерала Василия Чуйкова в ночь на 2 мая 1945 года подписал капитуляцию немецких войск и вместе с остатками гарнизона сдался в плен.
Полностью -
cайт журнала "Фома":
https://clck.ru/NFCV2