Окончание. Первая часть
тут.
Не удалось мне отвертеться от вопросов, а почему произведение стала предметом спора, в чем заключалась критика. И что думаю я о сказке Экзюпери. Споры шли на фоне очень хорошего и интересного интервью
"«Маленький принц»: кого и почему раздражает эта книга?" .
Там масса важного сказано, в том числе, о том, что авторский посыл не может быть назван христианским. Это правда. Хотя бы потому, в конце концов, что (я в этом уверен) писатель, в сердце которого вера во Христа, нашел бы иное художественное решение ухода героя. А ведь оно выглядит (или является по сути?) самоубийством.
Однако.
Моё знакомство происходило в середине 1970-х, когда никаких сентенций о уподоблении Принца Христу никто бы и не мог озвучить. И я просто читал и смотрел (был телеспектакль) "Маленького принца" в детстве как сказку. С огромным удовольствием. Ведь что такое, по идее, сказка для ребёнка? - Особый способ познания мира. "Ложь", но с намёком и уроком, как Пушкин писал. И что же такое в этом плане "Маленький принц", какой там урок для ребёнка?
Очевидный. Отделение пошлости, во всех смыслах этого слова, и того, что составляет действительные ценности. Предупреждение от искушений "взрослой" моралью. А на самом деле, моралью общества потребления.
Каждый герой этой сказки - "икона" истинного и ложного: Банкир, Король, Пьяница, самоотверженный и верный долгу Фонарщик... Каждый образ соотносился и продолжает соотноситься с современностью. Пожалуй, увы, кроме Фонарщика. Но исключительно в силу изменения технологии, а не потому, что теперь не надо дежурить при фонаре. не потому, что в нынешнем мире нельзя найти людей, верных своему делу и знающих свой долг.
В конце концов, это вовсе и не рефлексия ребёнка и не эссе о конфликте взрослых и детей. С нами говорит взрослый человек, Лётчик. Которому то ли явился, то ли привиделся Маленький Принц. Историю рассказывает нам именно Лётчик, который "занят серьёзным делом" - пытается спастись от смерти. И вдруг понимает, что для этого недостаточно только починить самолёт.
Вопрос жизни и смерти глубже. Он не в моторе, а совести. Нужно ещё, возвращаясь в мир людей, во "взрослый" мир, не сойти с ума от вранья и абсурда. Потому что там на каждом шагу с серьёзным видом превозносится ничтожное, пустое. Там звёзды считают, чтобы сложить их в банк. И одновременно присутствует воинствующее презрения к истинным ценностям: труду, любви, верности, ответственности за того, кого приручил.
Входя в мир "взрослых", не обманись: вот простой посыл этой сказки. Вот, что я для себя вынес из "Маленького принца" с самого детства. И если мы не признаем этого очевидного смысла сказки, то не есть ли это свидетельство? Не того, что плоха книга. А того, что мы меняемся. И возможно, совсем не в лучшую сторону?..
+
Банкир на рисунке Антуана де Сент-Экзюпери