Простите мне, если какие-то слова, произнесённые сейчас, будут выглядеть сентиментальными или напротив, пафосными. Буквально час или два назад скончался папа нашего духовника, протоиерея Игоря Фомина, отец Георгий Фомин. Всё началось в субботу, во время всенощного бдения. Отец Георгий, стоя перед Царскими вратами на амвоне, почти закончил свою проповедь о Христе и апостоле Петре ("Любишь ли ты меня?"), о Кресте... и вдруг стал оседать, теряя сознание. Реанимация запустила остановившееся сердце, доставили в больницу. Но батюшка так и не пришёл в сознание. Видимо, душа его уже покинула тело в тот самый момент, когда он думал и говорил о Боге. Перед Царскими вратами... И в этом мне видится особый промысл Божий.
Я имел огромное счастье познакомится с отцом Георгием во время поездки в Святые горы, в Пушкинский заповедник, когда мы в друг друге нашли увлечённых собеседников. Говорили и говорили с ним - о вере, о науке (особенно истории), о жизни. И смотрели на эти дали, ходили по заповедной земле, где всё так тесно увязано с нашей верой и нашим прошлым. Там была возможность оставить на время всякие заботы. Вот, как раз тогда, восемь с половиной лет назад, я сделал этот снимок: батюшка на скамейке, с книжкой, между двух берёз...
Выглядит вроде бы даже строго (как и на некоторых снимках, какие довелось видеть), но сам он был совершенно добрым, даже в чём-то по-детски добрым человеком.
Наш дорогой духовник в наших разговорах много раз упоминал своего папу, и
одно из этих воспоминаний мы договорились записать и поделиться с читателями журнала "Фома". Очень хорошо, мне кажется, что эти строки, полные сыновьей любви, батюшка успел прочесть и прослезиться, порадоваться за своего родного Игоря, уже опытного священнослужителя, мужа и отца. Он сумел передать нашему дорогому духовнику самые важные качества, при этом не принуждая, не выговаривая. А просто своим личным примером веры, любви и кротости.
Давайте, молясь сейчас Богу об упокоении отца Георгия и о здравии и утешении протоиерея Игоря и всей семьи, потерявшей любимого папу и дедушку, выберем немного времени и ещё раз перечитаем то самое воспоминание, о котором я писал? Это очень простая и безыскусная история, но в ней ответ тем, кто говорит, что христианство - это "религия слабых". Пример той самой христианской кротости, которая в итоге умеет сделать то, чего часто не могут самые могучие и богатые "хозяева жизни".Повлиять на умы и сердца людей, сподвигнуть их к поиску добра и света.
Итак, давайте
перечитаем:
Протоиерей Игорь Фомин. Отец
Один из главных уроков, который я получил в жизни, пришелся как раз на день моего совершеннолетия.
До 18 лет я год за годом справлял свой день рождения вместе с родителями. А в том году что-то во мне щелкнуло, и я заявил маме с папой: «Дорогие родители, поскольку я становлюсь взрослым, то хочу отметить этот день с друзьями, а вас прошу…» - тут я замялся. Но родители мои были люди умные и добрые, они мгновенно заверили меня, что все нормально, друзья - это прекрасно, а мы спокойно найдем, куда пойти и чем себя занять на этот вечер.
День рождения собрал немало моих однокашников: было шумно, рекой лилась выпивка, кто-то пел, кому-то было плохо от выпитого - в общем, обычная картина студенческой жизни… Сам я в деталях не запомнил происходившего, ясного впечатления от праздника у меня не осталось. Что называется, погуляли. И после полуночи расползлись, кто как мог, по домам. Я, должно быть, рухнул на диван и мгновенно провалился в сон…
Смутно помню, как вернулись родители, как они, стремясь не потревожить мой сон, буквально на цыпочках убирали «свалку», которую мы с друзьями после себя оставили.
А утром, когда мы собрались всей семьей, я вновь услышал от них только самые добрые слова и новые поздравления с 18-летием. Ни одного слова недовольства или упрека…
И только спустя время совершенно случайно я узнал, что папе в тот вечер было некуда идти. И все время, пока происходило наше отмечание, мой отец, верующий человек (через несколько лет, уже немолодым, он принял священнический сан) несколько часов просидел в метро на скамеечке. До самого закрытия станции. Сидел и читал Евангелие…
Когда я об этом узнал, в душе моей что-то перевернулось… Не просто произошел перелом в отношении к родителям - он произошел раньше, еще в то утро: я больше никогда в жизни не справлял свой день рождения без них!
Но для меня происшедшее стало с того момента ещё и особым уроком отношений человека и Бога. Мне стало предельно ясно: сколько бы я, как блудный сын, ни скитался по самым разным закоулкам своего бытия, мой Отец останется рядом, как папа на станции, ни на миг не забывая обо мне, готовый ждать. Ждать меня столько, сколько понадобится. Пока я не вернусь.
+
И помянем этого человека. Который умел любить.