195 лет назад родился Федор Михайлович Достоевский

Nov 11, 2016 16:42





Всем известно выражение «красота спасет мир», которое приписывают Достоевскому. Между тем Федор Михайлович не считал, что мир спасет некая абстрактная красота.

"Мир спасёт красота" -- это слова Аглаи Епанчиной из романа «Идиот». Давайте посмотрим внимательно, что и как она говорит:
"- Слушайте, раз навсегда, - не вытерпела наконец Аглая, - если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» («Идиот», 4.4, гл.VI )".

А теперь сравним с длинной речью Дмитрия из "Братьях Карамазовых":
«Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей» («Братья Карамазовы», Кн. З, гл. III).

Какая же из цитат более от автора? Абстрактное благопожелание, которое злит Аглаю? Или глубокое утверждение, целая теория, что в мире существуют две красоты, две эстетики?

Первая - та, которую Дмитрий Карамазов называет «идеалом содомским», то есть эстетика зла, демоническая привлекательность греха. Такая красота -- "страшная сила". И вторая -- «Мадоннин» идеал. То есть образ Богородицы, красота святого в человеческой жизни. Она спасительна; в ней любовь, а не страх. И вот, два этих идеала сталкиваются в сердце человека и непримиримо борятся.

Чтобы понять, достаточно знакомства с творчеством Достовского.

Каждое его произведение - картина этой борьбы истинной красоты и антиэстетики. Но в отличие от Булгакова, вряд ли можно Достоевского заподозрить в дуализме, в идее равенства и вечного соприсутствия добра и зла как двух стихий. Не верит Достоевский в самостоятельную и вечную миссию зла. Каждый его роман - это выбор в пользу идеала Мадонны, богородичного, Христова.

Ну и в дневниках писателя сказано определенно и четко, какой идеал победит: «Мир станет красота Христова».

В это он верил, Христу - веровал. За соответствие красоте Божьей боролся.

Свидетельство тому можно увидеть в судьбе самого Достоевского - в его борьбе со страстями, в удивительной его кончине под чтение Евангелия. В истории его любви, в его очень сложном поиске правильного пути в жизни...

цитата, дневники, Достоевский, Фома, ссылки, личное, вера, книги, литература

Previous post Next post
Up