О вопросах образования в Уссурийском казачьем войске

Jan 16, 2018 03:07


Материал предоставлен поисковиком Т.Трофимовой (г. Хабаровск)

Меня всегда интересовало то, как в Уссурийском войске обстояло дело с народным образованием.
На эту тему есть отличная работа Андрианова Ивана Константиновича «Развитие образования в казачьих станицах в период освоения Приамурья и Приморья (вторая половина XIX - начало XX вв.)», которую он написал, будучи студентом, ещё в 2012 году. Молодой ученый проанализировал становление образования в Приамурских казачьих войсках, использовал много архивных материалов, дал статистику в диаграммах. Автор датирует первый период становления образовательной системы периодом с 1859 по 1872 год, когда первые школы учреждались при сотнях. Статистические данные, приведенные в статье, хочу также показать.

Вот отрывок из его работы:
«По первоначальному положению об Амурском казачьем войске, утвержденном в 1859 году, было установлено содержать в каждом сотенном округе по одной начальной школе. Войско обязано было выставлять 20 сотен. На содержание 20 школ отпускалось от казны 2000 рублей. Школы устраивались при сотенных управлениях в казенных помещениях, учителя в них назначались казаки и урядники из отбывающих действительную службу. Эти случайные учителя не обладали хорошей подготовкой к делу, которое на них возлагалось, и результаты от них были слабые. Ученики едва выучивались читать, кое-как писать и редко усваивали 4 правила арифметики. Однако, такие слабые успехи школ не останавливали строгих требований начальства к казачьему населению, чтобы обучались все малолетние дети. Начальству нужны были грамотные казаки, и оно добивалось обязательного обучения, в первую очередь, мальчиков.
В 1860-х годах таких школ, содержимых казаками за свой счет было более 10. Но при настойчивости начальства число школ и учащихся в них росли. В 1872 годах в войске имелось: в бригаде и Амурском батальоне 20 школ с 508 мальчиками и 70 девочками, и в Уссурийском батальоне - 6 школ с 115 мальчиками».



Казачата со своим учителем на пороге станичной школы.

В 1902 году Военное Министерство обратило внимание на плачевное положение в деле начального образования в Амурском и Уссурийском казачьих войсках. Было разработано положение об устройстве войсковых школ. Предусматривалось обязательное четырехгодичное обучение мальчиков. Вводилась должность инспектора войсковых школ.
В Уссурийском войске численность школ начала быстро расти: в 1905 году в казачьих поселках было 35 школ, а в 1909 - уже 53. Существовали так называемые подвижные школы, когда два-три поселка объединялись для содержания учителя, и учитель ездил из поселка в поселок для проведения занятий.

Найдены имена многих учителей, работавших в войсковых школах по 1903 год:
Бокаревич Иван Афанасьевич - 1903 г. Марковская и Павло-Федоровская подвижная школа
Быков Прокопий Трифонович - 1888 г. Козловская школа
Дардалионов Михаил Александрович - 1901-1903 гг. Козловская школа
Дубицкая Сусанна Тимофеевна - 1903г. Лончаковская школа
Заикин Яков Тихонович - 1903 г. Богуславская 2-х классная школа
Знаменский Николай Петрович - 1903 г. Корсаковская школа
Знаменская Павла Григорьевна - 1901 г. Венюковская школа
Карамзина Мария Михайловна - 1903г. Полтавская 2-х классное училище
Краменцова Матрена Петровна - 1903 г. Оренбургская школа
Панькин Архип Николаевич - 1903 г. Сальская, Княжеская и Тартышевская подвижная школа
Петров Владимир Кононович - 1903г. Донская школа
Петров Николай Кононович - 1903г. Полтавская 2-х классное училище
Пось Иван Тимофеевич - 1903 Константиновская и Софие-Алексеевская подвижная школа
Пупыкин Александр Александрович - 1903 г. Казакевичевская школ
Пупыкин Константин Александрович - 1903 г. Нестеровская школа
Радченко Ефим Гавриилович - 1896 г. Казакевичевская школа
Рязанский Герман Львович губ. секр. - 1901 Полтавское двухклассное училище
Рязанский Александр Германович - 1903г. Венюковская школа
Ряхин Терентий Филиппович - 1901 г. Оренбургская школа
Ряхина Анастасия Александровна - 1901г. Муравьев-Амурская школа
Сериков Дмитрий Яковлевич - 1903г. Муравьев-Амурская школа
Скрыльникова Екатерина - 1901 г. Графская школа

"К 1908 г. в Уссурийском казачьем войске было 66 учителей, из них со специальным образованием учителей 50. К 1914 г. в поселках действовало 70 школ, из которых 12 принадлежали к церковному ведомству, т. е. на 5 казачьих школ приходилось по 1 церковно-приходской школе".

Казачье население по грамотности стояло далеко впереди крестьянского. Хотя казачьи школы имели мизерную государственную поддержку и содержались в основном на средства войскового правления и поселковых обществ, а крестьянские начальные школы содержало министерство народного просвещения (школы так и назывались - министерские).
Иногда за неимением средств, поселковое правление решалось на закрытие школы, но такие случаи немедленно расследовались войсковым начальством. Школу помогали открыть снова.

Приведу приказ по УКВ, из которого ясно, насколько большое значение придавалось в войске школьному образованию.
№28 §2
от 28 марта 1908
Из доложенных мне Председателем Войскового Правления донесений Наблюдающаго за школами ввереннаго мне войска, при объезде последним школ Гродековскаго станичнаго округа усматриваю, что успехи учеников Гродековской станичной школы в общем удовлетворительны. Очень приятно отметить полезную деятельность в школе Сотника Калмыкова; желал бы видеть такие же плодотворные успехи и в занятиях его с казачатами по гимнастике, фронту и вообще по военной подготовке.
Признателен учителю Богуславской школы Васильченко, сумевшему достигнуть не только серьезных результатов в преподавательской деятельности, но создать при школе хороший хор и умело поставить занятия по ремеслу. От души желал бы, чтобы примеру г. Васильченко последовали прочие гг. учителя школы и стремились бы возбудить такую же признательность со стороны родителей обучающихся, которая выражается казаками Богуславскаго поселка г. Васильченко.

Отрадно отметить тот факт, что в пос. Барановско-Оренбургском ведутся занятия грамотности со взрослыми. Благодарю учителя Сеницкаго за труды, положенные им в основание этих занятий. От души желаю успеха, как обучающимся так и преподающему в достижении благоприятных результатов. Опыт занятий и со взрослыми наглядно показывает, насколько разумно понимается в обществе казаков Барановско-Оренбургскаго поселка значение грамотности.
Доложены мне также результаты знаний в Чичаговской школе, из которых усматриваю, что учительница г. Белова, вложив серьезный труд в преподавательское дело, подготовляет обучающихся в школе девочек к рукоделию и видимо с любовью относится к школе. Благодарю г. Белову за такое честное отношение ее к делу.
Подписал: Наказный Атаман,
Генерал-Майор Флуг.

Васильченко Семен Васильевич работал в 1908г. в Богуславской школе, в 1909-1910 в Тартышевской.
Белова Клавдия Ивановна работала в 1907 в Невельской школе, в 1909-1910 в Чичаговской, в 1913 в Богуславской.
Синицкий Я.Ф. работал в 1909-1910 в Барано-Оренбургской школе.

В Уссурийском войске очень серьезно относились к войсковым школам. Способных молодых людей направляли стипендиатами в учительские семинарии Благовещенска и Иркутска. Ежегодно войсковое правление выделяло 8500 руб. для обучения своих стипендиатов в различных учебных заведениях.

Так летом 1882 года в Иркутскую Учительскую семинарию были направлены для обучения четыре казачьих малолетка: Прокопий Быков, Григорий Ларионов, Иван Портнягин и Тихон Свешников. В письме директору семинарии наказный атаман просил не отказать им в приеме, хотя их подготовка оставляла желать лучшего. Атаман полагал, что обучение этих юношей учительскому делу «принесло бы несомненную и неисчислимую пользу нашему краю».
Как известно, Быков Прокопий Трифонович стал замечательным учителем и внес большой вклад в культурную жизнь Уссурийского края. Остальные трое молодых людей успешно работали в войсковых школах.

Правление Уссурийского казачьего войска внимательно следило за работой школ. Лучших учителей награждали медалями и именными премиями.
Андреева Матрена Петровна - Серебряная нагрудная медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте (Приказ № 50 от 21.04.1914)
Дубицкая Сусанна Тимофеевна - Серебряная медаль «За усердие» на Александровской ленте. (Приказ по УКВ №18 §6 от 3.03.1908)
Жернаков Алексей Александрович, заведующий Донской двухклассной школой - орден Св. Станислава 3-й степени. (Приказ №177 от 4.02.1917)
Заикин Яков Тихонович - Серебряная нагрудная медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте (Приказ №50 от 21.04.1914)
Петров Николай Кононов, заведующий Богуславским 2-х классным училищем - Серебряная нагрудная медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте (Приказ №50 от 21.04.1914)
Пупыкин Александр Александрович - Премия Генерал-лейтенанта Богуславскаго в размере 50 руб. учителю Казакевичевской школы г. Пупыкину . За успешные занятия в Казакевичевской школе в течение 1903-04 учебного года. (Приказ №352 от 3.10.1904)

ГАХК Ф.И-0286 оп.1 д.9 л.94
Приказ по УКВ
№184
24 Мая 1904 года г. Никольск-Уссурийский
Нестеровское поселковое общество изъявило благое желание открыть у себя безплатную поселковую народную библиотеку определивши назначать для того ежегодно из общественных средств по 50 руб.
Сердечно рад этому начинанию, желаю Нестеровской общественной библиотеке процветать, разширяться и приносить плоды просвещения, а посему с удовольствием утверждаю составленный казаками пос. Нестеровскаго представленный мне проэкт устава означенной библиотеки, каковой при сем и объявляется.
Точно так же с готовностью принимаю на себя звание почетнаго члена Нестеровской общественной библиотеки - согласно просьбы общества, выраженной в приговоре его от 18 Января с. г. Полагаю затем, что доброе начинание казаков пос. Нестеровскаго послужит примером и для других казачьих обществ ввереннаго мне войска.
Наблюдающим за библиотекой согласно §15 устава назначаю учителя Нестеровской школы г. Пупыкина; выбор же библиотекаря и его товарища будет утвержден Войсковым Правлением.
Нестеровская общественная библиотека будет помещаться временно в особой комнате при Нестеровской школе, при чем имеющуюся школьную библиотеку разрешаю предоставить г. Пупыкину, непосредственно от себя, также в общее пользование на тех же началах, какия выражены в уставе Нестеровской общественной библиотеки.
Подписал: Наказный Атаман
Генерал-Майор Колюбакин



(Из статьи Землянского Игоря Алексеевича "Характеристика библиотек Дальнего Востока во второй половине XIX-начале XXвв."):
"Появление первых книжных собраний происходило также по мере освоения дальневосточных рубежей казаками. Задача по охране и освоению края была возложена вначале на Амурское казачье войско, созданное по инициативе Н. Н. Муравьева-Амурского, затем - на Уссурийское казачество.
Большинство библиотек создавалось при школах казачьего ведомства, которые в начальный период освоения Приамурья и Приморья одними из первых начали книжное просвещение на Дальнем Востоке. Только школьные библиотеки Амурского и Уссурийского казачьих войск почти до конца XIXв. обслуживали как учеников, так и взрослое население. «Спрос на книги очень большой не только со стороны учеников, но и взрослых», - сообщалось в одном из годовых отчѐтов Уссурийского казачьего войска. Наиболее грамотной частью населения Амурской области в тот период были казаки, поэтому закономерно, что и первые школы открывались именно в казачьих станицах. Известно, что в 1898 г. работали библиотеки в станицах Албазинской, Рейновской. Игнашинской Амурского казачьего войска.
Вот что писалось о такой школьной библиотеке в Уссурийском казачьем войске: «Здание школы в станице Козловской обставлено довольно порядочно и вполне поместительное; имеются в достаточном количестве учебные пособия и книги для чтения, последними пользуются и казаки. На 1888 год станичная школа выписала журналы: «Семейные вечера», «Журнал для детей» и «Малютка» Своей хорошей постановкой школа обязана атаману П. Эпову и учителю П. Быкову. Помимо школы небольшой кружок Козловской читающей публики выписывает следующие издания: «Сын Отечества», «Колосья», Иллюстрированный мир» (2 экз.), «Животное обозрение», «Шут», «Нива (2 экз.), «Родина (2 экз.), «Звезда», «Восточное обозрение», «Сельский Вестник» и «Сельский хозяин». В последнее время даже некоторые казаки стали интересоваться новостями в газетах».

Приведенный отрывок ещё раз подтверждает, что личность учителя была важнейшей в деле образования. Энергичный, болеющий за судьбы учеников, неравнодушный к обучению грамоте взрослых учитель мог сделать многое, если смело отстаивал интересы школы в поселковом или станичном правлении. В станице Козловской учителем был П.Ф.Быков. Благодаря хорошему образованию и главным образом самообразованию, настойчивому стремлению повышать грамотность в родной станице он смог превратить Козловскую школу в одну из лучших на Уссури.

От себя добавлю, что Войсковое Правление и Атаман очень серьезно относились к высшему образованию своих казаков. Так, поощряли поступление в Высшие учебные заведения, и даже давали возможность доучиться, несмотря на военные действия в годы Первой Мировой войны..

В качестве примера приведу выписку из Приказа по Уссурийскому Войску:

Приказ по УКВ 697 от 13.09.1914
"В следствие поступившего ходатайства, казаку поселка Графского Донского станичного округа вверенного мне войска, Николаю Плотникову, срока службы 1909 года, как состоящему в числе студентов медицинского факультета Императорского Московского Универститета, даю отсрочку по отбыванию воинской повинности до 01.01.1916 год.
Основание: ст. 61 Устава о воинской повинности.
СПРАВКА: удостоверение Императорского Московского Университета, 1914 года за 6860

казаки, казачий быт, казачество, Дальний Восток, уссурийские казаки

Previous post Next post
Up