Ранее я уже писал об этих мальчишках. Чуть более двух сотен смогли поставить на место две с половиной тысячи закаленных вояк, прошедших Первую Мировую и Гражданскую войны. С мальчишеским задором и неверием в собственную смерть рванули через привокзальную площадь брать здание вокзала. Эту историю можно прочитать тут:
http://vladivostok.livejournal.com/5757474.html Вот фотография этих ребят - стоят внизу.
Но недавно наткнулся на еще упоминание про дело, в котором были задействованы эти юнкера. По времени - сразу же после подавления гайдовского мятежа. Это воспоминания и дневники В. П. Аничкова (Екатеринбург-Владивосток, 1917-1922 гг).
Вечером юнкера выехали в Раздольное, а дня через три поздней ночью мы были разбужены стуком в окно. Это был Толюша, приехавший со станции Океанская. Он рассказал нам следующую интересную историю.
Их поезд с отпускными юнкерами был остановлен на станции Океанская, и в вагон вошёл офицер, прося у юнкеров защиты от взбунтовавшихся частей морской пехоты. По словам офицера, весь командный состав с семьями был заперт в офицерском флигеле и солдаты угрожали им поджогом.
Из присутствующих юнкеров на зов откликнулись только семнадцать человек. Остальные решили проехать до Раздольного и, вызвав охотников, вернуться на подмогу товарищам. Из милиции дали старые винтовки, и горсточка храбрецов двинулась ночью на выручку офицерских семей. К ним по пути примкнула вся "дикая дивизия". Смешно сказать, под этим громким названием оказалось всего-навсего пять воинов. Это не описка, а действительная цифра. С присоединением этой "дивизии" отряд увеличился до двадцати трёх человек.
Тихо двигались юнкера в ночной тьме по направлению к казармам. Взойдя на возвышенность, с которой они, освещенные пламенем горящего корпуса, были прекрасно видны, отряд залег в цепь и наблюдал за солдатами, бегавшими по двору и старавшимися при помощи ручных гранат взорвать мост.
Юнкера дали залп. На них не обратили внимания. Когда залп повторился, то солдатня заметалась. Послышались крики: "Товарищи, спасайтесь! Пришли юнкера!" Все вояки бросились бежать по дороге к Владивостоку. Юнкера взяли казармы и освободили перепуганные офицерские семьи.
Вскоре морские стрелки стали поодиночке и небольшими группами возвращаться обратно, что помогло юнкерам их разоружить, и бунт был усмирён.
За участие в этом походе Толюшу произвели в унтер-офицеры и, кажется, дали денежную награду.
Местные дачники заманили юнкеров в свои дома, кормили и поили их, умоляя не уходить, и продержали у себя два дня. Именно после этого Толюша и приехал на ночь к нам, чтобы рассказать об этом происшествии.
Добавлю, что на станции Океанская был расквартирован БАТАЛЬОН морских стрелков. Пусть даже не батальон в классическом понимании. Пусть даже рота. Но 23 против роты? Остается просто разводить руками, удивляясь храбрости и военной удаче этих мальчишек.