1 февраля 1930 года

Feb 01, 2015 23:30

85 лет назад, 1 февраля 1930 г., Совет народных комиссаров СССР и Центральный исполнительный комитет СССР издали постановление «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».
Местные власти были наделены чрезвычайными полномочиями «вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краёв (областей)». Конфискованное имущество, за исключением той части, которая шла в погашение причитающихся с кулаков обязательств государственным и кооперативным органам, должно было передаваться в неделимые фонды колхозов в качестве взноса за вступавших в них бедняков и батраков.




Порядок раскулачивания и депортации был конкретизирован в секретной инструкции ЦИК и СНК от 4 февраля и в приказе Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) от 2 февраля. В районах сплошной коллективизации предписывалось конфисковывать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, производственные и торговые предприятия, продовольственные, кормовые и семенные запасы, наличные деньги и «излишки домашнего имущества».
Не обошли эти меры и казаков в Приморском крае. Началась волна борьбы с бывшим казачеством под видом раскулачивания. Не секрет, что казаки были одними из зажиточных людей, проживавших на своих землях.
Для подавляющей части казачьего населения этот период стал черным провалом в истории. Он характеризовался неоднократными попытками властей ликвидировать казачество. Неотъемлемым элементом “силовых” методов внутренней политики советского государства в 20-е - 30-е годы являлись массовые принудительные переселения населения. Их конкретные мотивы, масштабы и направления имели свою специфику во времени и географическом пространстве, но по сути все они были репрессивными акциями в отношении определенных социальных, этнических, демографических и политических групп, к которым государство проявляло недоверие и рассматривало как неблагонадежных и социально-опасных. В число “неблагонадежных” категорий населения было включено и казачество.
Кампания по раскулачиванию жестоко ударила по казачеству. Из родных мест были изгнаны прежде всего представители наиболее крепких, экономически сильных казачьих хозяйств. Да и многие казаки среднего достатка не избежали тяжелой участи раскулаченных. Не избежали этого и уссурийские казаки. В том числе и в моем поселке Богуславский бывшего Гродековского округа.
Интересная информация о выселении раскулаченных попалась мне в интернете. Оказывается, именно на Богуславке "отрабатывались" методы и приемы "воинской" операции по выселению мирных жителей.

"Вторая кампания по выселению крестьян уже прямо называлась операцией
и проводилась по строго разработанному плану. Сохранившиеся архивные
документы свидетельствуют о том, что власти основательно к ней готовились.
Подтверждением этому служит «план» операции выселения кулаков из села
Богуславки Гродековского района 28 июля 1931 г."

http://eps.dvo.ru/rap/2006/4/pdf/rap-016-023.pdf

Мой дед полностью испытал на себе все прелести раскулачивания. И попал как раз под эту самую «операцию». По его словам, рано утром поселок был окружен, вооруженные патрули прошлись со списками по дворам и приказали в течение получаса собраться и сесть на приготовленные подводы. Интересная деталь: когда уже обоз с выселяемыми уходил из села, с другой стороны появился другой обоз. В нем ехали семьи демобилизованных красноармейцев для вселения в казачьи дома.
В тот день наши соседи казаки К-вы были на своей заимке, занимались сельскохозяйственными работами. Что выселяют казаков, узнали от прискакавшего казачонка, который с ходу крикнул: «Тикайте, комиссары окружили, всех увозят!» Шестеро братьев, трое из которых прошли Первую Мировую войну и все Гражданскую, долго не мешкали - погрузились на подводы и ушли в Китай в чем были. Дома осталась старушка мать, полупарализованный отец и частично жены с детьми. Своих они вызволили в ночь на 7 ноября. Двое из братьев подожгли скирды сена на покосах и устроили стрельбу. И пока самооборона с местными активистами мчались туда, остальные братья вывезли всех родных в Китай. Примечательно, что с ними под шумок рванули и другие семьи, очевидно не ожидая больше милости от комиссаров.
Ног кто же занимался на местах составлением списков, подлежащих выселению? Мой дед хорошо его помнил. Это был председатель комбеда. А фамилию не помнил. Помнил он его еще с царских времен: это был приезжий, и он с женой ходил по дворам в поисках поденной работы за харчи и водку.
Но в конце 20-х он неожиданно появился в Богуславке в кожаной куртке и с наганом. И припомнил всем всё. Именно он занимался составлением списков казаков, подлежащих выселению.
Дед к великому сожалению, не мог вспомнить его фамилию. Но помог, как всегда случай. Прислали мне книгу Анатолия Смирнова "У самой границы. История Пограничного района".
В книге:
- Освоение Дальнего Востока
- Гражданская война
- 30-е годы ХХ века
- История поселений Пограничного района (в том числе и Богуславка)

И в главе, посвященной истории Богуславки, была такая информация:
"В эти годы (начало 30-х годов - мое прим.) был избран и начал работать Комитет крестьянской бедноты (комбед) руководил которым Афанасий Цапкин, представитель беднейших селян. Период раскулачивания, по словам старожилов, имел свои особенности, как правило, эта процедура проходила под руководством председателя Комбеда и уполномоченного по спискам, составленным заранее и утвержденным сельским Советом".

А дед со своим отцом и дядей отправились на строительство Оборской железнодорожной ветки, куда ссылали всех раскулаченных крестьян и казаков.

Репрессии, история России, уссурийские казаки, История казачества, история Приморья

Previous post Next post
Up