Безусловно, директива от 24 января 1919 года послужила спуковым крючком к наступлению на казачество по всем регионам.
В разных регионах не одномоментно, но неотвратимо.
Нашел я интересный документ из Хабаровского архива. Весьма и весьма интересный документ. О многом говорит, о подлой сущности большевиков.
В Приморском крае уничтожение казаков было поручено «социально-близким»(с) китайским бандитам-хунхузам. Именно хунхузы, с вылазками и бесчинствами которых казаки боролись десятки лет, на границе клали свои головы, проводя практически боевые операции и даже получали Георгиевские Кресты, как будто на полноценной войне (а это и была необъявленная война против мирного населения в приграничной зоне) - именно они начали уничтожение казачества. Сами большевики, очевидно, решили использовать их (как, к примеру, они массово использовали и австрийских военнопленных - также бывших противников Российской Империи и казачества в частности), чтобы самим «не марать руки в крови». Летом 1920 года, после победы над Атаманом Калмыковым, большевики изымают оружие в станицах и поселках, передавая его китайским бандитам. Оставшись без оружия, казаки становятся беззащитными, и начинается массовая резня. Страдают не только казачьи поселения, но и крестьянские села. Имеется документ из ГАХК (Фонд 401 оп. 6). Фактически, это призыв отчаяния, попытка хоть как-то призвать к совести большевиков и решить вопрос о защите казаков и крестьян.
Но большевики посчитали, что хунхузы - это «близкие по духу - т.н. социально-близкие»(с) угнетенные бедные китайцы, а значит, не стоит вмешиваться в «процесс». Кстати, в партизанских отрядах Приморья было достаточно этих китайских бандитов, вступавших туда за возможность грабить.
Документ плохо читается, но можно разобрать. Где неразборчиво - там многоточие. Для удобства я постарался напечатать его текст. Он под катом.
БРАТЬЯ УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ.
«... партизанами, составляя красные отряды .... продали наши винтовки хунхузам, хунхузы вооруженные нашими винтовками, имея достаточное количество наших же патронов, врываются теперь в наши мирные разоруженные казачьи и крестьянские селения, врываются, грабят, жгут и убивают. Такая участь постигла поселки Атамановский, Духовской, Барабаш-Леваду и крестьянские селения Адамовку, Рубиновку, ... Жариково и другие. Ни на минуту мы не забывали о той помощи, которую мы должны были оказать тем братьям, которых грабили и убивали хунхузы. Кто мог, кто имел оружие немедленно откликнулся на призыв исстрадавшегося населения им от станичного атамана. Но ... безоружным, оставшихся на местах, думали об иной помощи. Нам казалось что к нам немедленно придет на помощь Правительство Дальнего Востока, <если же не к нам казакам, то как Земская Управа(?)>
Мы неоднократно писали, не раз телеграфировали Правительству об опасности дальнейшего хунхузского продвижения и грабежа. Не щадя ни дорогого нам времени, ни средств, мы от лица Гродековского поселкового схода станичного комитета послали двух делегатов: В.И. Абросимова и Ф.И. Суховеева во Владивосток к Временному Правительству Дальнего Востока о немедленной выдаче местному населению для защиты от хунхузов винтовок и патронов. Глухи остались к мольбе наших делегатов правители. На все просьбы об оружии, о скорой помощи они услышали от правителей ответ: «Оружия нет, если есть, то для милиции». Наши депутаты явившиеся согласно указания Управляющего внутренними делами к нему на прием вторично, не только не дождались его и были обмануты им, но услышали от служащего что Управляющего внутренними делами в этот день на приеме никогда не бывает. Так нам помог тот, кто принял на себя управление внутренними делами края. Братья казаки совместно с крестьянами оставлены на произвол судьбы к хунхузам Дальневосточным Правительством.
Не пора ли нам в интересах самозащиты подумать о той ВЛАСТИ, которая даст нам оружие и патроны против хунхузов и желанный для всех мир и порядок».
Подпись:
УССУРИЙЦЫ.
Что же было далее? А далее было совсем неожиданное. Помощь пришла совсем с другой стороны границы. Белые казаки-калмыковцы не могли смотреть спокойно на произвол в их станицах и поселках. Поэтому они организовывали рейды, переходя границу. Казаки вырезали банды хунхузов как на нашей стороне, так и в приграничье Китая. Впоследствии эти рейды калмыковцев коммунистические пропагандисты назовут «белобандитскими вылазками»...