Понятно: к 2020 году ЕС в целом, конечно, на такую неуглеводородную и неатомную энергетику не перейдет. Только серьезно продвинется в этом направлении. Но интересны его "передовые" регионы. Они обязательно зададут гуманитарную региональную политику того же "передового" толка. Представляю реакцию Швеции на аварию какого-нибудь танкера на Балтике к 2020 году. Арессивное отношение как минимум Швеции нефтяным портам на Балтике и к экологии Балтийского моря - гарантированы. Видимо, вся северная Европа таковой станет по разным причинам при шведском лидерстве. Совместно с ВЕ могут получить в ЕС после 2017 г. бокирующий пакет на политику ЕС в этом регионе.
Может, действительно свой порт возле Питера был бы слишком обременителен...
Sweden energy will become an alternative one
Шведы уходят от нефтяной зависимости
Переход с органического топлива на другие виды завершится через 15 лет
Швеция попытается полностью отказаться от нефти, не развивая при этом атомную энергетику.
Над планом по превращению шведской энергетики в альтернативную работает комитет, куда входят промышленники, академики, фермеры, правительственные чиновники и представители других сфер. План предусматривает замену всех видов органического топлива на энергию из возобновляемых источников, не дожидаясь, пока изменения климата разрушат экономические системы государств или когда нехватка нефти в мире приведет к новому скачку цен.
Официальные лица шведского Министерства энергетики предполагают, что комитет по отказу от нефти порекомендует развивать использование биотоплива лесов Швеции, а также наращивать возможности других возобновляемых источников энергии, таких, как ветер и энергия волн.
"Наша зависимость от нефти должна быть ликвидирована к 2020 году, - говорит министр экономического развития Мона Салин. - Всегда будут лучшие альтернативы, чем нефть, и мы добьемся того, что при отоплении любых зданий можно будет обойтись без топлива, полученного из нефти, и также исчезнет зависимость водителей от одного вида топлива - бензина. Переход с органического топлива на другие виды обеспечит нам огромные преимущества, среди которых - уменьшение зависимости от колебаний цен на нефть".
Сегодня Швеция, которая пережила серьезный кризис после повышения цен на нефть в 1970-е годы, получает почти все электричество от атомных (45,7%) и гидроэлектростанций и использует органическое топливо главным образом на транспорте. За последние 10 лет почти все системы отопления страны были реконструированы для использования в качестве источников тепла геотермальной энергии. На референдуме 1980 года шведы высказались за отказ от атомной энергетики, но существующие атомные электростанции в стране все еще продолжают функционировать.
Швеция имеет преимущество перед большинством других стран в плане использования возобновляемых источников. В 2003 году на базе этих ресурсов в Швеции производилось 26% всей энергии, в то время как в среднем в ЕС эта цифра составляла лишь 6%. Только 32% энергии Швеции производилось из нефти (в 1970 году - 70%).
В сфере использования энергии ветра шведы несколько отстают от своих соседей немцев и датчан, но крупнейшая в Европе ветроэлектростанция будет построена в Швеции в море близ города Мальме. Здесь будут установлены 48 энергоустановок, суммарной мощностью 110 МВт. Коммерческая эксплуатация этой ветряной электростанции может начаться уже в 2007 году.
В системе отопления жилых помещений за последние 20 лет Швеция уже сократила использование нефти на 70%. Больницам и библиотекам выделены гранты, для того чтобы они перевели отопление с нефтяного топлива на другие источники, а домовладельцев поощряют переходить на альтернативные источники, снижая налоги за отказ от нефти. Целлюлозно-бумажные комбинаты для производства энергии используют кору деревьев, а на лесопилках сжигают с этой целью опилки и щепу. В Швеции биоэнергетика занимает более четверти в топливно-энергетическом балансе страны. Из биотоплива получают до 20% энергии - в частном секторе используются древесные гранулы, муниципальные котельные используют щепу и другие виды биотоплива. В промышленности уровень использования горючих материалов остается неизменным с 1994 года.
Наибольшую проблему представляет снижение потребления нефти в транспортной сфере, где потребляется 98% используемой нефти. "Если бы нам удалось снизить этот показатель на 50%, это было бы огромным достижением", - говорит Кристиан Азар, профессор Чалмерского технологического университета в Гетеборге. Правительство также надеется, что применение новых технологий принесет прибыль шведским компаниям, и совместно с автомобилестроительными компаниями Saab и Volvo проектирует легковые автомобили и грузовики, которые будут работать на этаноле и других видах биотоплива.
В Швеции существует прекрасная законодательная база, стимулирующая развитие малой энергетики и, в частности, биоэнергетики. Например, электроэнергия, которая вырабатывается на биомассе, так называемая "зеленая энергия", является там самой дешевой, потому что не облагается налогом.
Кроме того, в стране действует система так называемых "зеленых" сертификатов, выдаваемых на электроэнергию, полученную с использованием возобновляемых источников. Все перепродавцы (а их в стране около 250) должны в обязательном порядке приобретать до 9% полученной таким образом энергии, а к 2010 году этот показатель планируется увеличить до 16,9%. В результате на шведском рынке производителей биоэнергии идет серьезнейшая конкуренция, растут объемы производства. А вот цена за 1 кВт тепло- и электроэнергии, получаемой при сжигании мазута, на выходе за счет всех налогов увеличивается в несколько раз.
Via wafunif-ee