Конфуцианская Сун провалила не только политику относительно монголов. Системный провал был и на южных границах. На юге иные сюжеты, чем с северными степными кочевниками. Но вызревал провал на юге тоже долго и был следствием правления в Сун тех же приведших ее к экономическому процветанию конфуцианцев.
1. Конфуцианцы взяли власть в Сун вскоре после объединения большей части Китая после периода развала, наставшего после краха империи (династии) Тан. Генералов-объединителей отправили в почетную добровольную ссылку в их сельские поместья. Завоевания в целом остановили. На границах началась "маккивалелистская" дипломатия в сочетании с по возможности не очень масштабными пограничными столкновениями.
Началась оптимизация управления страною под руководством технократичных ученых-чиновников.
2. И ученые-конфуцианцы достигли невероятного успеха. В основном за счет перенимания опыта земледелия во влажном южном климате, который был наработан в Индокитае и Индии. Прежде всего в Кхмерской империи, аффилированной с тамильской южноиндийской империй Чола.
Наиболее известен тут Ангкор. Грандиознейшая система ирригации. Новые сорта риса из полупиратской "вьетнамской" Чампы, граничившей с кхмерами. Новые плуги. Важные сорта растений из Индии. Все это в бассейне Янцзы, куда постепенно сместилась Сун, дало громадный взлет селському хозяйству. А население Сун выросло до более чем 100 млн человек. Как ни в одном государстве мира.
Сун развила ирригацию и морскую торговлю. Громадные города. Военно-морской флот. Огромные крепости. Огнестрельное оружие разных типов. Армию численность в миллион человек.
Но сердцем, испускавшим главные технологические импульсы, был тесно связанный с южной Индией Индокитай и близкие к нему индонезийские острова.
Примерно одна климатическая зона. Сун просто усвоила эти достижения в громадном масштабе.
3. Но в 12 веке в этом регионе, как и на северных границах Сун, начался странный процесс системной дестабилизации. Тамильская империя Чола угасала. А вместе с нею угасали воспринявшие ее достижения кхмерская империя, Паганское государство мьянманцев. Близкие им государств а на островах. Запустевал ирригационный комплекс Ангкора.
Усиливались горцы-шанцы, пиратство, сюда же и японское пиратство, и буддизм Тхеравады. Тхеравада стала религией социальной справедливости. Прежде всего для социальных низов. Но не только.
По уму Сун должна была бы завоевать эти территории и принести им стабильность, раз Чола и кхмеры с этим уже не справлялись. И Сун попыталась. Но ее войны с вьетнамским Дайвьетом оказались неудачными. А далее Сун не была настойчива в войнах. Конфуцианцы избегали больших войн. А деньги, маккиавелистская дипломатия и мягкая сила культуры уже не срабатывали.
Но в обществе Сун не было мотива вести войны, даже понимая их стратегическую необходимость. Процветавшему обывателю мышление долгосрочными категориями чуждо. А конфуцианцы, предполагаю, опасались религии. В самой Сун они реальную религиозную жизнь весьма ограничивали, заменяя философией и традиционализмом.
На юге дело шло к большому взрыву. Например, к империи Тхеравады и аналоге монголов в виде некоторых местных народов.