Русь была завоевана в 1237 - 1241гг.
То есть завоевание Руси , Кипчаков, булгарии и походы монголов на Европу происходили в условиях:
1. Резкого усиления влияния на политику Карокорума в области управления империей со стороны конфуцианцев. Заметно влияние китайских буддистов.
2. Параллельного усиления борьбы против конфуцианцев со стороны возникшего альянса традиционалистской монгольской знати и мусульманских купцов-откупщиков налогов. Растет влияние даосов.
3. Завоевание Руси совпало с ослаблением конфуцианцев и приходом к власти в Каракоруме альянса традиционалистской монгольской знати, мусульманских откупщиков и даосов.
"В 1237 г. по инициативе Елюй Чу-цая в Северном Китае было привлечено к гражданской службе большое число конфуцианских чиновников. Сообщения источников по этому поводу на первый взгляд несколько противоречивы. Как рассказывается в “Юань ши”, в 1237 г. по ходатайству Елюй Чу-цая среди конфуцианских ученых по всем областям Северного Китая проводились традиционные китайские экзамены, к которым допускались также конфуцианцы, захваченные в плен монгольскими войсками и обращенные в рабство, и было отобрано для занятия должностей чиновников 4030 человек, четвертую часть которых составляли лица, освобожденные от рабства
50. В тексте стелы за тот же 1237 год содержится другое сообщение о конфуцианцах, а именно о том, что по настоянию Елюй Чу-цая к экзаменам были привлечены буддийские монахи, даосы и конфуцианцы для выявления мнимых служителей культов, уклоняющихся от налогов под видом монахов
51. Возникает вопрос: исключают ли эти два факта один другой. Этот вопрос, который, по-видимому, вставал перед Ту Цзи, был решен им отрицательно, ибо в биографии Елюй Чу-цая Ту Цзи описывает оба события. Однако он, указав на проведение экзаменов среди конфуцианцев с целью набора чиновников, не упомянул [21] конфуцианцев там, где он говорит о выделении мнимых служителей культов
52.
По-видимому, наиболее ясно это изложено у автора “Синь Юань ши” Кэ Шао-миня. Он пишет: “По докладу [Елюй] Чу-цая было приказано сюань-кэ ши (“налоговому уполномоченному”) [лу]Сюаньдэчжоу (территория вокруг совр. уезда Сюаньхуа пров. Хэбэй) Лю Чжуну провести в областях экзамены по трем предметам: содержанию конфуцианских канонических книг (цзин-и), поэтическому описанию (цы-фу) и [свободным] рассуждениям (лунь) [на исторические и политические темы]. Если ученые были захвачены в плен и обращены в рабство, то им также было приказано экзаменоваться... а если их хозяева скрывали и не посылали их, то [виновные] подлежали наказанию смертью. Всего было отобрано (букв. получено) 4300 человек, [из них] освобожденные от рабства составляли одну четверть
53. [Чу-цай] еще ходатайствовал [перед императором] о том, чтобы очистить три религии (сань цзяо) от подделавшихся [под служителей культов] и злоупотреблявших [своим положением]. Если буддийские и даоские монахи выдерживали отборочные [испытания], то [им] выдавались свидетельства и [разрешалось] проживать в буддийских и даоских монастырях. Если конфуцианцы выдерживали отборочные [испытания], то они освобождались от налогов. Чу-цай вначале заявлял о том, что среди буддийских и даоских монахов много таких, которые уклоняются от повинностей [под видом служителей культов], и [поэтому] целесообразно провести [среди них] отборочные экзамены. Это было осуществлено только теперь”
54. Из приведенного отрывка ясно, что было осуществлено два мероприятия - набор чиновников из числа конфуцианских ученых и выявление мнимых служителей культов (в том числе и конфуцианского), незаконно уклонявшихся от уплаты налогов.
Вероятно, авторы биографии Елюй Чу-цая в “Юань ши” почерпнули сведения о дополнительном привлечении к службе чиновников-конфуцианцев в 1237 г. из “Ши-лу” (“Правдивые описания”) о деяниях Угэдэя, так как об этом факте сообщается в разделе “Бэнь-цзи” в “Юань ши”
55, а в надгробной надписи Елюй Чу-цаю мы не находим упоминания об этом.
Набранные чиновники использовались, очевидно, главным образом для сбора налогов в пользу монгольского хана.
К концу 30-х годов XIII в. усилилось влияние купцов мусульманского происхождения на дела при дворе монгольского хана. Эти купцы, составлявшие так называемую уртацкую [22] купеческую корпорацию, выступали посредниками монгольской знати по ростовщическим и торговым операциям и были тесно связаны с богатыми семьями из числа кочевой аристократии. В 1238 г. многие из них обратились к хану с предложениями отдать им на откуп налоги с населения Северного Китая
56. На этот раз по совету Елюй Чу-цая они, по-видимому, получили отказ. Но в следующем, 1239 году, под давлением представителей части кочевой знати, которая всегда выступала за неограниченную эксплуатацию населения завоеванных стран, Угэдэй отдал на откуп налоги с китайского населения купцу мусульманского происхождения Абд-ар-Рахману
57.
Елюй Чу-цай приложил все усилия, чтобы воспрепятствовать этому, но ничего не добился. В связи с отдачей налогов на откуп, означавшей хищническую эксплуатацию населения Китая и дальнейшее ухудшение положения трудящихся, Елюй Чу-цай говорил: “Когда народ нищ и идет в разбойники, то [это] не есть счастье для государства”
58. “Разбойниками” во всей старой китайской литературе, как известно, называют повстанцев, поэтому его высказывание лучше всего характеризует Елюй Чу-цая как феодального китайского чиновника, учитывающего исторический опыт Китая с его многочисленными крестьянскими войнами и восстаниями и предостерегающего своего патрона против возможных последствий ограбления народа - революционных выступлений масс. После того как основная функция Елюй Чу-цая - организация сбора налогов - перешла к другим, влияние его при дворе пошло на убыль.
Когда в 1241 г. умер Угэдэй-хан и временной правительницей империи объявила себя его жена Дoрэгэнэ
59, ограниченная, жадная и жестокая женщина, Елюй Чу-цай фактически был лишен власти. Теперь откупщик налогов Абд-ар-Рахман единолично распоряжался делами, относящимися к Китаю. Дошло до того, что ханша вручила ему бланки с императорской печатью, чтобы он мог издавать по своему усмотрению любые указы от имени ханского двора
60, а Елюй Чу-цай превратился просто в заведующего канцелярией со штатом писарей, через которую проходили все распоряжения, по-видимому, только потому, что они должны были быть написаны на китайском языке. Это означало поражение придворной группировки, сплачивавшейся вокруг Угэдэй-хана во главе с его китайским советником Елюй Чу-цаем, и усиление противостоящей ей группировки из представителей бывшей родовой знати. [23]
Елюй Чу-цай умер 2 июня 1243 г.
61 под Кара-Корумом."
Источник:
тут