А почему, собственно, мы говоря о монгольском завоевании полагаем, что монголы были индифферентны в вопросах веры? Одинаково терпимы ко всем религиям? Не вмешивались в вопросы самой веры, удовлетворяясь политической лояльностью завоеванных народов и их священнослужителей?
У монголов, особенно при дворе ханов как на уровне Каракорума, так и на уровне улусов шла очень активная религиозная жизнь.
Сам Чингиз-хан постоянно говорил о Тенгри, который повелел ему совершить свои завоевания и переустроить мир на новых основаниях.
Уже при Чингиз-хане. И особенно после него, даосы сумели поставить под свой контроль буддистов через религиозный аргумент: Будда есть инкарнация Лаоцзы.
Переход Хубилая в тибетский буддизм шел по итогам важных открытых диспутов тибетских буддистов с даосами и разных религий и учений между собой.
В Уделе Джучи мусульмане обратили монголов в ислам через проповедь, и после вспышки религиозного насилия между тенгрианцами и мусульманами.
Монголы передали власть над объединенными ими Тибетом в руки главы школы Сакья, практиковавшей очень активные тантрические практики. И приняли в итоге именно их версию буддизма, плюс Кагью для части степи. Причем основным аргументом в пользу принятия было то, что тибетские буддисты смогли показать чудеса большие , чем даосы и тем более шаманы.
На Руси монголы создали условия для развития живой православной религиозности через монастыри, которым создали особые условия для развития. Православный клир был поднят в политике почти до уровня князей. Митрополиты получали прямые ярлыки в Сарае.
Клан Ахмада при Хубилае, второго человека в Юань, убирали помимо всего прочего по обвинению в следовании какой-то секте. То есть за активную религиозную жизнь, которая не вписалась в принятые табу.
Продолжать можно долго.
Я бы сказал, что как раз для монголов была характерна активнейшая религиозная жизнь и поощряли они именно ее. Но эта активная религиозная жизнь шла в имперской форме. причем с большим влиянием китайских учений. "Тенгри повелел покорить мне мир" - это же мандат Неба. Тем более при сильных даосах при дворе в Каракоруме.
И развал монгольской империи произошел не по границам народов. А скорее по границам религий и их версий.
равославная консолидация Руси и принявших православие народов, часть татар включая - и исламизированная часть Золотой Орды. Юань под власть династии, державшейся Сакья-па. Более традиционно тенгрианский улус Чагатая. Исламизированное по-своему государство ильханов.
Монгольская империя как раз породила фундаменталистские религиозные политические проекты на своих руинах: Святая Русь, Османская империя бекташей и Иран кызылбашей. "Религиозно буддистская" Юань вместо конфуцианской Сун, а затем фундаменталистско-китайская Мин.
Я бы сказал, что одной из миссий Монгольской империи в итоге стало как раз стимулирование живой религиозности у покоренных народов. Где-то сознательное через ярлыки церквям и учениям, где-то - стихийное в процессе подавления традиционных местных элит при опоре на живые церкви и учения.
Общим у всех религий и учений, которые развивались в рамках монгольского проекта было именно это: живая религиозная жизнь вместо формы, какой часто были монотеистические религии, прикрывавшие на деле сильное двоеверие или даже иные религии. А еще чаще - нравственное разложение обществ. Бич Божий за грехи наши - это касалось не только Руси.
Что не отметает зверской практики тенгрианцев при покорении народов и управлении ими на начальных стадиях монгольского господства. Отсюда, наверняка, и основной стержень религиозной борьбы и духовной жизни в условном Каракоруме: преодоление шаманизма через более гуманные версии религиозности, оказавшиеся более сильными во всем. чем шаманизм и его высшая версия - тенгрианство.