Ю.Шевцов. НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: УРОКИ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Nov 21, 2017 01:18

Моя статья по итогам конференции в Ялте в октябре 2013г. "Кризис европейской интеграции: уроки для постсоветского пространства".
Как раз только начинался или даже еще начался Майдан. Но статья вышла уже когда Майдан состоялся.

Журнал "Международная жизнь"
N1. Январь, 2014

Ю.В.Шевцов
НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: УРОКИ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Хотелось бы выделить три основные новые геополитические тенденции как часть европейской интеграции.

Во-первых, это демографическое падение. Сегодня, после периода 1990-х годов, мы видим во всех странах Восточной Европы, и особенно в Прибалтике, тенденцию исхода молодежи из этих стран.
Этот исход населения перешел за грань потерь каких-то конкретных групп. За 10-15 последних лет, и особенно за 10 лет после вступления в ЕС, они потеряли 10-20% всей рабочей силы. Имеется долгосрочная тенденция к старению и демографическому упадку. И эта тенденция сохраняется. Исход населения касается прежде всего малых городов и деревень. Поэтому наблюдается опустошение целых регионов. Это осложняет положение, потому что происходит изменение соотношения сил в разных регионах этих государств.

Еще одна тенденция - усиление групп влияния, ориентированных на определенные регионы, например в Прибалтике на Скандинавию, в противовес тем, которые ориентированы на Брюссель и Германию. Ни одна из этих группировок не контролирует свои страны полностью. И эту тенденцию в Восточной Европе я бы назвал тенденцией к потере управляемости над национальными элитами своих государств. Например, в Польше две приблизительно равные силы обвиняют друг друга в убийстве элиты в самолете, упавшем под Смоленском. В Прибалтике также нет эффективного управления своими территориями. В Литве победили левые, но политика, которая там реализуется, - это политика правых. Тренд к потере контроля над территориями этих государств вполне естественен, если брать во внимание, что деиндустриализация дополнилась депопуляцией.

Третья тенденция - это появление новых игроков в Восточной Европе, в первую очередь Китая. Это геополитические тенденции, связанные с евразийской интеграцией. Наиболее ярко мы видим это на примере Беларуси. У Беларуси - давно Таможенный союз с Россией и множество других интеграционных форм через Союзное государство России и Белоруссии. Но после заключения Таможенного союза произошел толчок к разрешению некоторых вопросов, которые раньше мешали, и они перешли на геополитический уровень. Беларусь, благодаря всем бонусам на энергоносители, сумела сохранить себя как индустриальную страну. Беларусь - единственная страна, где не произошла деиндустриализация. Беларусь стала магнитом для соседних стран и их частей. Например, в Прибалтике единственный город, который не теряет населения за последние годы, - это Вильнюс (за счет приграничной торговли с Беларусью). Это дает Вильнюсу дополнительные рабочие места. Такая тенденция является очень эффективным политическим элементом для Беларуси. На пример, введение экономических санкций со стороны ЕС было парализовано жесткой позицией со стороны Литвы и Латвии, которые противодействовали этому.

Заключение ТС сделало возможным осуществление ряда проектов, немыслимых ранее. Прежде всего это строительство атомной электростанции в Беларуси. Это не просто объект из двух атомных энергоблоков - поставлен вопрос о строительстве более чем двух энергоблоков. Уже эти два блока уничтожают перспективу строительства АЭС в Литве или где бы то ни было в Прибалтике. А если будет четыре или шесть блоков, то не будет никакой атомной программы Польши. Польша предполагает строительство двух-трех атомных электростанций. Но если мы опережаем, впервые в истории, территория Беларуси превращается в энергетического донора Восточной Европы. За этим следуют и геополитические изменения регионального масштаба.

Еще один проект, ставший возможным благодаря ТС с Россией, - это китайско-белорусский парк возле Минска. Он возник после заключения ТС, раньше он был невозможен. Речь о том, что неподалеку от Минска выделена территория в 90 км для строительства очень крупного индустриального города, в основном ориентированного на инвестиции со стороны азиатских корпораций. Заявленная сумма инвестиций на протяжении 15 лет - 30-35 млрд. долларов.

Это самый крупный во всей Восточной Европе инвестиционный проект. Ожидаемая отдача от проекта примерно 50 млрд. долларов.

Премьер-министр Беларуси говорил о возможном удвоении валового национального продукта за счет удвоения крупномасштабного сотрудничества с Китаем. Подобные проекты меняют всю систему внешнеполитических связей и межгосударственных отношений в нашем регионе: Литва ориентируется на Беларусь, и еще некоторые страны проявляют интерес в этом направлении.

И еще с заключением ТС для Беларуси возросла привлекательность для крупных транзитных проектов. Теперь к ним добавились два из трех евразийских коридоров между Китаем и ЕС. Исходя из этого, евразийская интеграция является сложным фактором, но на примере Беларуси очевидным, который раскрепостил новые геополитические тенденции в Восточной Европе. Евразийская интеграция вливает силы в Беларусь и превращает ее в нового качества геополитического игрока в этом регионе. По-моему, это будет продолжаться и далее.

https://interaffairs.ru/virtualread/ia_rus/12014/files/assets/downloads/publication.pdf

симпозиумы, Беларусь, Европа

Previous post Next post
Up