Постливийский мир должен быть хладнокровнее

Aug 26, 2011 17:52

1. Если практически все посольства Ливии примерно одновременно после начала боев в Триполи переходят на сторону повстанцев, значит, перед нами последствия заговора в МИДе Ливии. Можно спорить, когда этот заговор возник: давно или сложился в последние дни и недели, но такая одновременная смена "флагов" без отставок послов и бегства дипломатов в страны пребывания не бывает стихийной. Отсутствие или почти отсутствие (сделаем поправку, что может, о ком-то неизвестно и кто-то ещеперебежит) перебежчиков среди ливийских дипломатов - впечатляет больше всего. Значит, ливийский МИД очень тесно спаянная корпоративная структура. Чужих там не было.

С другой стороны, посольства Ливии практически все полгода боев почти никак себя не проявляли в медиях стран пребывания. Особо заметных пресс-конференций они не давали, каких-то иных знаковых мероприятий особо не делали. Фактически ливийский МИД в лице посольств полгода саботировал поддержку своему правительству.

Что это значит?

Это значит, что Каддафи не контролировал свой МИД, как оказывается, давно. Разве что по мелочи. Кадры были лояльны кому-то иному. Центр управления кадрами, по-крайней мере посольств, располагался где-то вне Каддафи и сохраняется до сих пор. В общем,перед нами элемент заговора внутри ливийского руководства, который созрел, скорее всего, давно и ориентирован в пользу Запада. Почему Каддафи проморгал формирование в МИДе такой сильной корпоративной спайки, нацеленной против него - это еще один вопрос. Причем быстро формирование такой корпоративной спайки не происходит. Обычно для этого нужны годы.

Наличие заговора внутри руководства авторитарных стран - это в принципе норма. Заговор может быть латентным, может быть активным. Но он есть практически всегда. У Гитлера вообще весь вермахт, абвер включая состоял в заговоре, который время от времени разражался попытками убийства самого т.ск. "Фюрера". Заговорщики обычно ждут внешнего кризиса, в ходе которого надеются взять власть и тем самым избежать ответственности за деятельность автократа. Естесственное поведение бюрократии, которая всегда готовит себе запасной аэродром, куда "опустится" "в случае чего".

Обычно в состав заговорщиков входят те ведомства и чиновники, которые наиболее тесно соприкасаются в силу должностных обязанностей с внешним миром: МИД, спецслужбы, экономический сектор в его международно-ориентированной части, чиновники, которые обладают обязанностями вступать в международные контакты (губернаторы, премьер-министр и вице-премьеры, отдельные министры). Судя по всему, в Ливии заговор охватывал часть именно этих групп чиновничества.

Раз это произошло, судя по всему, в Ливии, значит степень идеологической индоктринации ливийского истеблишмента была невелика. Политический класс представлял из себя в основном чиновничество, отобранное по принципу лояльности Первому лицу. А значение идей антиколониальной "социалистической" революции в обществе было невелико. В идеологизированных странах заговоров обычно как минимум два: бюрократии и своего рода "троцкистов", людей, недовольных медленными темпами реализации гсоударственной идеологической доктрины в жизнь. Эта доктрина обычно нацелена на экспансию и МИД всегда пронизан "троцкистами". Раз не произошло раскола ливийского МИДа, значит, идеологизированное крыло там отсутствовало. Значит, никакой реальной идеологической индоктринации в ливийском истеблишменте не было. И перед нами на самом деле не революционная антиколониальная война Каддафи против Запада, а лишь революционые лозунги такой войны. Сам же Каддафи - всего лишь глава одного из самых мощных в Ливии кланов.

2. Не совсем понимаю формы массового сочувствия Каддафи в русскоязычной блогосфере. Понятно, что та война, которую развернули против Каддафи его противники во многом колониальная по характеру, ведется с нарушением правовых норм (резолюции ООН), а среди повстанцев слишком много исламистов и разного рода "гопоты". Понятно, что эти методы страшат многих в России, как и во всем мире. Никто не знает, кто будет следующим. Сочувствие Каддафи с этой тчоки зрения понятно.

Но эмоциональное сочувствие Каддафи и страх перед Западом не должны, по идее, быть пределом в размышлениях сторонников Каддафи в РУНЕТе. Странно видеть, как сочувствие Каддафи все более принимает какую-то азиато-африканскую манеру восхищения мужеством членов его семьи, их благородством, непредательством друг друга. Это все понятно - у Каддафи оказалась хорошая семья. Но это по сути своей - чужая война. Это война правящего клана далекой отсталой страны за свои интересы с внутренними и внешними врагами. Нельзя переходить грань и становиться бОльшими сторонниками этого клана, чем чиновники его посольств.

Вывод из ведущейся в Ливии неправовой войны должен быть направлен в иную сторону: не как спасти этот клан, а как избежать подобной войны в своих странах. Какова должна быть система международной безопасности в мире, где возможны неправовые войны. Какие преобразования внутри своих стран надо произвести, чтобы избежать такого поведения своих чиновников, которое продемонстрировал ливийский МИД и его посольства. Как должно быть выстроено взаимодействие с Западом и с кем на Западе, чтобы стала невозможной такая степень контфронтации, которая произошла с Западом у Каддафи. Что действительно происходит внутри западных обществ, если стала возможной такая война.

Очень странно, что сторонники Кададфи в РУНЕТе столь эмоциональны, словно они - склонные к темпераментным холерическим вспышкам арабы, а не куда более хладнокровные в большинстве случаев славяне. Бесконечный вопль вместо разбора картины реальных угроз, возникающих в ходе этой войны - крайне насторожил. Не факт, что если настанет конфронтация, например, Беларуси с Западом по модели ливийской войны, что такая бездумно эмоциональная поддержка Беларуси будет на деле полезна и даже просто нужна. Очень похоже, что продуктивными будут совершенно иные, более вменяемые и трезвые, модели общественной мобилизации.



У посольства Ливии в Москве столкнулись сторонники и противники Каддафи. Дипмиссия стоит без флага
Ливийские граждане, посетившие диппредставительство на Мосфильмовской улице, сообщили журналистам, что посольство готовится к торжественной церемонии поднятия триколора ПНС. По их словам, точная дата и время поднятия трехцветного стяга уточняются. Как отметили очевидцы, из здания вынесены все атрибуты власти Каддафи.

...Как сообщалось накануне, флаг Джамахирии на посольстве Ливии в Москве был спущен одним из последних в мире. Ранее на сторону ПНС уже перешли ливийские посольства более чем в 160 странах. В минувший понедельник вслед за посольствами Ливии в Сирии, Алжире, Турции, Боснии и Герцеговине, Азербайджане - Украина и Белоруссия поменяли флаг Джамахирии на стяг повстанцев. В четверг флаг ПНС появился над зданием посольства Ливии в Казахстане.

NEWSru.com

Африка, Россия, геополитика, Беларусь

Previous post Next post
Up