Интервью Руслана Гереева (Дагестан) Яне Амелиной об исламском радикализме в России

Feb 19, 2011 18:21

Эксперт: "Без кардинальных мер в религиозной политике Россию ждет печальное будущее"

Религиозно-политическая ситуация в Дагестане вызывает серьезные опасения. О государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, системных изменениях и подходах в отношении ислама и религиозного радикализма рассказывает руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.

Одной из основных причин радикализации верующей молодежи, в частности, в Дагестане, обычно называют социально-экономические проблемы, безработицу, коррупцию, не позволяющие молодому поколению реализовать свой потенциал. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Да, коррупция проникла во все, абсолютно во все структуры республики и разъедает их изнутри. Власть передается по наследству. Бизнес в разных отраслях стал семейным. Многие престижные места переходят от отца к сыну. Параллельно с этим идут процессы миграции - молодежь, не видя будущего, покидает республику.

Кроме быстрого развития ваххабизма, еще более широкого его распространения, здесь нет никаких перспектив - говорю вам это как специалист по религиозно-политическому исламу. А все эти разговоры про инвестиции, которые продолжаются из года в год, так и остаются разговорами и в конечном итоге сведутся к очередному грандиозному проекту вроде "немецкой деревни". Мало у кого хватает мужества заявить об этом открыто. Люди погибают при невыясненных обстоятельствах, исчезают, пропадают без вести. Обращения граждан игнорируются, даже стихийные (санкционированные) митинги, протесты не дают результатов в части соблюдения конституционных гарантий и прав. К большому сожалению, это - сегодняшний Дагестан...

Имея возможность сравнивать, хочу заметить, что в среднем - и это бросается в глаза - в Дагестане живут куда зажиточнее, чем во многих районах Центральной России. Однако никто не слышал и, полагаю, не услышит о, скажем, мордовских террористах. Выходит, экономика - далеко не главное? Насколько важен религиозный фактор в формировании мотивации "лесных" и радикалов вообще?

Это преувеличение, в плане зажиточности Дагестан ничем не отличается от других регионов России. Наоборот, по всем показателям, здесь самая низкая оплата труда. Это дотационная республика. Добавим к этому мощнейшую коррупцию, клановость, терроризм, экстремизм, высокую преступность, тотальную безработицу, то, что люди в этом регионе с каждым днем все больше теряют надежду на улучшение положения. Разница в доходах между богатыми и бедными достигла такой величины, которая не может присниться и в кошмарном сне. Растет теневая экономика.

Религиозный фактор - основа происходящего в среде подростковой молодежи и особенно в мотивации "лесных братьев". Но давайте проясним, что мы понимаем под "лесными". Это вовсе не означает, что они бегают по лесам - нет, они, так же, как и мы с вами, живут в селах, городах и крупных мегаполисах. "Лесными" могут оказаться ваши соседи в любом регионе страны или мира. Это понятие планомерно перенеслось на носителей идей радикальных изменений, изменений здесь и сейчас, а радикальный ислам стал всего лишь формой социального протеста. Многие специалисты по религиозно-политическому исламу на наших встречах, форумах, конференциях и т.д. всерьез полагают, что, если бы не было ваххабизма, обязательно нашли бы иную форму, но уже политического протеста. Молодежь недовольна тем, что происходит, она абсолютно бесконтрольна, и никто не предлагает принципиально другую модель самовыражения, по своей значимости равную радикальному исламу.

Обратите внимание, ислам больше прогрессирует именно в немусульманских странах. Почему? Исследований на эту тему нет, она досконально не изучена. Посмотрите сводки по терактам - там в качестве исполнителей с каждым днем становится больше русских - бывших православных. На Северном Кавказе уже появилось выражение "русские джамааты". Совсем недавно я подготовил публикацию по "русским джамаатам" для одной из бельгийских газет - поверьте мне, у них те же проблемы, что и у нас, это мировая тенденция, а в странах Бенилюкса эти процессы идут гораздо быстрее и шире, и не только на волне внутриевропейской миграции.

Обосновано ли мнение, согласно которому радикалы - это обыкновенные бандиты, маскирующие свои криминальные цели религиозной идеологией?

Глубочайшее заблуждение - связывать криминал с религиозной догматикой и фанатизмом. Никакой бандит не отдаст свою жизнь, никогда не пожертвует ею ни за какие деньги, так как основная цель бандитизма - заработок, а здесь смысл в господстве арабского языка в планетарном масштабе.

Сейчас, на мой взгляд, главная задача федеральных органов - не дать радикализму выйти за пределы Кавказа, уберечь континентальную Россию, восточную часть СНГ и Прибалтику.

Как сказывается отсутствие четко обозначенной позиции органов власти республики по отношению к конституционным принципам отделения религиозных объединений от государства, его светскости, роли и месту религии и религиозных объединений на состоянии дагестанского общества?

Политика заигрывания власти с религиозными организациями в прошлом вела лишь к дезориентации государственных и муниципальных служащих в вопросах взаимодействия с ними и в целом в вопросах государственной политики в отношении религии и религиозных объединений.

В районах, где сильно влияние мусульманского духовенства и создаваемое им общественное мнение, местные руководители оказываются зависимыми в своих действиях от их отношения. Местные власти закрывают глаза на те или иные нарушения законодательства со стороны религиозных объединений или представителей духовенства, чтобы не вступать в конфликт с влиятельным духовным лицом и его окружением. Нередко от мнения духовных лиц, имамов местной мечети зависят рекомендации того или иного человека на государственные или муниципальные должности на местах. При этом многие местные руководители специально афишируют, что советуются с устазами, имамами по различным вопросам своей деятельности, согласовывают свои решения с ними и т.д. Подобные факты неизбежно ведут к клерикализации дагестанского общества.

Конфликт интересов исламского духовенства и светских институтов современного общества, несмотря на отсутствие грубых нападок, проступает уже явственно. Без защиты светских основ жизнь дагестанского общества, особенно в сельской местности, будет все более регулироваться шариатскими нормами, что приведет к разрушению единого правового поля и возникновению новых проблем в земельном, образовательном, социальном и других аспектах, что частично уже происходит.

Мы часто слышим, что ислам является религией мира и добра (с чем нельзя не согласиться, общаясь с традиционными мусульманами). Чем же объяснить, что в обоснование "своей борьбы" религиозные экстремисты обращаются именно к исламу в его радикальной версии? Не подтверждение ли это теории Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций?

Доступность ритуальной части ваххабитского ислама, его простота, и есть основной фактор привлечения молодежи, но самое главное - это проповедуемое ими строжайшее единобожие - таухид. Представьте картину, при которой роскошная жизнь, и без того недоступная большинству бедствующей северокавказской молодежи, не только отвергается, но и считается "харамом", т.е. крайне недозволенным. Такие подходы естественно оправдывают идеологические позиции сторонников фундаментального ислама. Сами радикалы считают глобализацию спутником своего успеха. С их точки зрения, она стирает другие религии, время которых безвозвратно уходит. Многие религиозные авторитеты из числа руководителей радикально настроенных общин говорят: "Нам не нужны террористы, поскольку знаки указывают на то, что Аллах подарит победу ислама в Европе, Америке, Азии без мечей и воинов". Процессы исламизации по всему миру действительно активизированы, растет число новоиспеченных мусульман, особенно в Британии и Европе. Это факт, которые подтверждают сами англичане и европейцы. Но в России ситуация кардинально иная, здесь нет единства мусульманской уммы. Мусульманская Россия разделена на анклавы мюридов, ваххабитов, шиитов, хабашитов, зикристов и т.д. Полный расцвет объединенного ислама произойдет только при консолидации мусульман Российской Федерации, к чему и стремятся ваххабиты, называя всех своими братьями. Поэтому организация джамаатов с их позиций основана только на религиозном братстве, что тоже является успешным подходом.

Разным этнокультурам тяжело сосуществовать в одном социуме - всегда будет присутствовать доминирование одной над другим. В таком контексте идеи трудов Хантингтона частично подтверждаются, но он также указывает и на конфликт интересов. В нашем случае это как раз больше подходит. Помимо спецопераций, режимов КТО и всего прочего, борьба с экстремизмом и особенно с терроризмом - это еще и огромные деньги, чаще всего бесконтрольные, и мы не должны забывать об этом. Очень странно, когда всего несколько человек почти целые сутки держат фронтальную оборону против регулярных войск МВД. Заметьте, речь идет о молодых парнях и девушках, которые и в армии еще не служили, чаще студенты и старшеклассники. А самое главное, где результат? К большому сожалению, он не виден и в перспективе. Это очень серьезная работа для аналитиков, следователей генпрокуратуры и других специалистов на ближайшие десятилетия. Действительно, здесь есть, над чем подумать.

Далее - в комментах

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1376383.html#ixzz1EQEjBILs
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Россия, ислам, Кавказ

Previous post Next post
Up