Психохроническое

Feb 13, 2012 00:40

Сначала расскажу про 2 фильма, которые я посмотрела за последние дни.
1. "Опасный метод". История о Юнге, Сабине Шпильрейн и Фрейде.
Мои впечатления и мое отношение к этому фильму с гениальнейшими актерами можно описать коротко тремя словами - стерильный фильм про психоанализ. Стерильный и может даже невкусный. Все вылизано, все красиво. Но самое неправильное, что Юнга показали подлецом и чуть ли не умалишенным, слабым человеком, погрязшим в иррациональном. Нет, режиссер и сценарист, конечно, имеют право на свое понимание того, какой психоаналитик что сделал, но есть и моральная сторона. Надо уметь показать известных людей человеками, но при этом не за счет же грязного белья.
Может быть у меня слишком идеализированное представление о Юнге, но оно сложилось из прочтения всех его переведенных на русский язык трудов. Его вклад в психологию, его открытие коллективного бессознательного и его понимание психики человека - это, на мой взгляд, самое гениальное, что есть в "науке" о душе человека. Юнг - это Энштейн в психологии, и показывать его слегка безумным прорицателем, который ищет кругом знаки и совпадения, слишком дешево.
Зато Фрейд в фильме красавчик. Да и Шпильрейн тоже показана большой умницей, какой она, несомненно, и была. Мало кто знает, что танатос (стремление к смерти), как противоположность либидо - именно ее рук дело. Но зачем при этом показывать ее психоз именно в том виде. Зачем так поступать с девочкой из хорошей еврейской семьи, из которой никого, кроме как известных ученых, не выходило. Хотя, я поняла юмор - надо в 4 года научиться возбуждаться от побоев отца, чтобы попасть в психушку, стать любовницей Юнга и открыть стремление к смерти - вот вся психоаналитическая суть фильма.

2. "Опиум. Записки сумасшедшей". Фильм о психиатре начала ХХ века (те же времена, что и в "Опасном методе") с опиумной зависимостью, который приезжает работать в институт при доме скорби. Ему отдают на лечение пациентку с шизофренией, которая пишет дневники. Он, читая ее записки, погружается в ее бред и вдруг решает ее записи превратить в собственную книгу. Я бы вам рассказала все подробности этого фильма, если бы знала, что это точно поможет вам удержаться от его просмотра. Но, надеюсь, простого моего совета не смотреть этот фильм, разумным людям хватит. Ладно уже, если бы снимать и показывать настоящую чернуху о психиатрии того времени, но фильм, наоборот, очень скушен и затянут. Психушки и сегодня способны вселить ужас, а тогда - и подавно. Но это "Институт", и поэтому куча врачей мужиков апробируют свои методы лечения на горстке психически больных женщин - светом, крутящимися дисками, погружением в воду и т.д. Все без особого насилия, но неприятно. Так, это некая картинка, которая призвана ужаснуть зрителя, но... Меня не тронуло вообще ничего, может потому, что я знаю немного о том, что такое психиатрическая клиника.

А теперь я расскажу, к чему я все это веду. Борис Григорьевич Херсонский - borkhers, мой преподаватель клинической психологии, начал в жж новый цикл под тегом "Записки психиатра". Вот, вот где правда, где тонкая сторона психиатрии и ее методов. И, к тому же, написано невероятно интересно и с юмором, без которого невозможно, и которого почему-то совершенно лишены вышеописанные фильмы.

А еще, как только я начинала читать Юнга, или с кем-то поговорю о Юнге, или, как сейчас, посмотрю фильм о нем и еще и Херсонского почитаю, у меня обязательно что-нибудь в жизни случается "по Юнгу". Или сон, или совпадение невероятное, или еще что-то. Сегодня Соня поведала мне о некотором своем открытии - у нее есть отражение, вторая Соня, которая с ней соединяется стопами, но Соня видит только кончики ее косичек. И, оказывается, реальная Соня злая, а та, вторая Соня - добрая. И они иногда смешиваются и тогда реальная Соня становится доброй. Прочтите рассказа Херсонского про Краштана-Красноштана (http://borkhers.livejournal.com/1216710.html), и вы поймете, что Юнг таки не дурак.

психохроники, доча, кино

Previous post Next post
Up