Поскольку в выходные сделать "Большой Субботний Бронетехнический Пост" не получилось, делаем его во вторник - лучше поздно, чем никогда. :)
"Тройка" отродясь была объектом всевозможных экспериментов в области ходовой части, вооружения и переоборудования танчика под самые разнообразные вспомогательные машины. Посему и облик Pz-III различных модификаций далеко не всегда узнаваем с первого взгляда.
1. Начнем с PzKpfw III. Ausf. A (SdKfz. 141) - первая сигнальная партия "троечек" 1937 года производства от "Даймлер-Бенц" (10 машин). Подвеска - индивидуальная пружинная, 10 сдвоенных обрезиненных опорных катков, плюс 4 поддерживающих катка. Ausf.A успели повоевать в Польше, выведены из состава строевых частей в 1940, далее использовались как учебные. Ни один экземпляр не сохранился.
2. Любопытный эксперимент с ходовой: к сентябрю 1941г. обстановка сложилась таким образом, что Panzer III и Panzer IV стали играть в боевой обстановке схожие роли. Наличие двух различных танков для решения одинаковых тактических задач затрудняло снабжение линейных подразделений запасными частями и расходными материалами. 6 сентября 1941г. Гитлеру был представлен доклад, в котором обосновывались выгоды от "объединения" Panzer III и Panzer IV. Делу был дан ход, и несколько фирм получили задание на проработку различных вариантов Panzerkampfwagen III und IV n.a.
(n.a. - neue Ausfuhrung - новое исполнение). Фирма Krupp построила два прототипа, представлявшие собой Pz III с новой ходовой частью, предназначавшейся для Pz III/IV.
Опорные катки располагались в шахматном порядке (ау, "Тигер" с "Пантерой"!), подвеска торсионная.
3. PzKpfw III Ausf. B (SdKfz 141) 2 Serie ZW. В "Даймлер-Бенц" ставят новые бесчеловечные опыты: на этот раз ходовая получилась архаичная: восемь сдвоенных обрезиненных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на двух полуэллиптических листовых рессорах. Количество поддерживающих катков
увеличили до трёх на борт. Так и хочется вспомнить американскую школу танкостроения и "Ли" с "Шерманами". :)))
Выпущено 15 машин, поступили в войска в 1937г. После боёв в Польше в 1940 г. выведены из боевых частей, ввиду неудовлетворительной ходовой части (а вы что хотели?) и слабого бронирования.
4. Следующий этап: PzKpfw III. Ausf. D - подвеска вновь доработана, но на этот раз незначительно - рессоры передней и задней тележек установили наклонно. Тираж - 30 экземпляров (январь-июнь 1938 года).
5. На базе PzKpfw III. Ausf. D был сделан командирский Panzerbefehlswagen III Ausf. D1 (SdKfz 266-268) - Башня танка приваривалась к корпусу - бронерубка. Устанавливался макет пушки (металл и дерево). Отсутствовал курсовой пулемёт. Вооружение состояло из одного пулемёта MG34, установленого в башне. По периметру крыши моторного отделения устанавливалась рамочная антенна, а на правом борту корпуса - штыревая, длиной 1,4 или 2 метра. Внутри машины оборудованы рабочие места для командира, офицера связи и двух радистов. Здесь же имелся складной столик для работы с картами.
С июня 1938г. по март 1939г. Произведено 30 машин.
На этом мы сегодня и закончим. Продолжение "Саги о "троечке" - в другой раз. :)