Новый год и новая кубинская серия. В каталоге
https://colnect.com/ru её название звучит, как «Кубинские военные корабли», но на самой марке указано «Кубинские парусники» и я склоняюсь, что второй вариант более правильный. Если учесть, что Куба получила независимость только в 1933 году, то никаких собственных военных парусников в 19 веке у Кубы быть просто не могло, на верфях Гаваны строились испанские корабли.
Примем, что все корабли на марках этой серии были сделаны на Кубе для Испанского флота. Я очень надеюсь, что так и будет, и кривая кубинской фантазии не вильнёт налево.
Ну вот, договорился сам с собой и первый же корабль поставил меня в тупик, так как сеть настойчиво предлагает мне вместо «El Fenix», указанного на марке, «HMS Gibraltar», то есть явного англичанина и только многочасовое хождение по ссылкам показало, как всё было на самом деле.
Navio "Real Fenix" de la Armada Española
На марке не какой-то «El Fenix», а самый, что ни наесть «Real Fénix» причём он имел ещё одно, так сказать нареченное имя «San Alejandro» (насколько я помню у всех испанских кораблей было наименование в честь какого-нибудь святого), а где-то именовался просто «Fenix». Это родной брат (точнее сестра) линкора «Rayo» (или «El Rayo»), о котором я уже писал
https://all-collector.livejournal.com/247149.html. К несчастью 16 января 1780 года у мыса Сент-Винсент «Real Fénix» в «Битве при лунном свете», был захвачен британцами, а после этого стал «HMS Gibraltar». Корабль оказался весьма живучим, отслужив 30 лет в испанском флоте (1750-1780), он ещё 56!!! лет (1780-1836), отработал на англичан, правда последние 23 года в виде порохового склада, и тем не менее.
«Fénix» был построен в Гаване из красного дерева и классифицировался, как 80-пушечный корабль третьего ранга. Спущен на воду в 1749 году, его длина составляла 54,5 м, ширина 16,1 м, глубина трюма 6,8 м, водоизмещение 2184 тонн. «Fénix» был вооружен тридцатью 24-фунтовыми (11 кг) орудиями на нижней орудийной палубе, тридцатью двумя 18-фунтовыми (8,2 кг) орудиями на верхней орудийной палубе, двенадцатью 9-фунтовыми (4,1 кг) орудиями на квартердеке и шестью на баке.
Англичане серьёзно перевооружили корабль в сторону увеличения калибра орудий и даже увидели преимущества более длинного двухпалубного корабля, который был менее склонен к затоплению, почти так же хорошо вооружен, как его трехпалубные аналоги, и относительно быстр. До этого Великобритания предпочитала строить трехпалубные корабли, хотя в других европейских флотах в основном строили большие двухпалубные корабли.
На службе испанской короны
Ничем особым за первые 10 лет службы «Fénix» не отметился, потом участвовал в конвое, перевозившем нового короля Испании Карлоса III, из Неаполя в 1759 году.
Вопрос знатокам, насколько я знаю, любая хибара, в которой переночевал король автоматически превращалась в «дворец», а вот как с кораблями? Они обретали какой-либо новый статус, если их осчастливил своим посещением государь?
Потом «Fénix» квартировался в Кадисе и служил в Средиземном море, Гибралтарском проливе и Атлантическом океане, потом несколько раз ремонтировался (дважды капитально).
Условный «Fénix», но явно линейный испанец
Когда Испания вступила в войну американских штатов за независимость в июне 1779 года, «Fénix» отправился в Ла-Манш, войдя в состав флота, который должен был встретить французов у северного побережья Испании. Эта франко-испанская армада 1779 года из более чем 60 линейных кораблей должна была сопровождать силы вторжения численностью 40 000 человек через Ла-Манш в попытке захватить британскую военно-морскую базу в Портсмуте. Но не срослось. Погода не дала добраться быстро, а потом было уже не актуально.
«Битва при лунном свете»
В 1780 году «Fénix» был 31 год, для парусника, это возраст. Он не мог похвастаться хорошим ходом, или вооружением, тем не менее, как самый большой корабль в эскадре, состоящей из одиннадцати линейных кораблей и двух фрегатов, он шел, как флагман адмирала дона Хуана Лангары.
Картина Фрэнсиса Холмана «Битва при лунном свете у мыса Сент-Винсент, 16 января 1780 года»
Как ясно из названия, воевали в основном ночью, 16 января 1780 года в 16.00 всё началось, ближе к 3 часам ночи от испанской эскадры остались рожки да ножки. Не буду описывать весь бой, но про последние часы, когда «Fénix» ещё не стал «HMS Gibraltar» немного расскажу.
К 19.00 испанцы понесли серьёзные потери и стали уходить, англичане пошли в погоню и в 19.30 74-пушечный «HMS Defence» наткнулся на «Fénix» и вступил с ним в бой, который длился более часа. Затем «Fénix» был обстрелян бортами еще 74-пушечных кораблей, «HMS Montagu» и 90-пушечного «HMS Prince George», в результате чего адмирал Лангара был ранен. «Fénix» в конце концов сдался 64-пушечному «HMS Bienfaisant», который подошёл позднее, но сбил грот-мачту «Fénix».
Флот Родни, прибывший на помощь в Гибралтаре после битвы у мыса Сент-Винсент, с несколькими испанскими призами (включая «Fénix»). На призах развеваются белые флаги с рисунком в виде колеса, вероятно, призванные представлять испанский флаг. Доминик Серрес.
На этом испанский период подошёл к концу.
Работа на англичан.
«Fénix» был введен в эксплуатацию в феврале 1780 года и переименован в «HMS Gibraltar» и ушёл в Вест-Индию.
В 1781 году «HMS Gibraltar» стал флагманским кораблём контр-адмирала Фрэнсиса Сэмюэля Дрейка (это не тот Фрэнсис Дрейк про которого вы могли подумать) и присутствовал при взятии Сент-Эстатиуса.
Видно что-то было в этом старом паруснике, мало того, что при испанцах под адмиралом ходил, так и бритиши его флагманом назначили!
После начала войны между Голландской республикой и Великобританией в декабре 1780 года Родни, командовавший объединёнными силами, получил приказ из Лондона захватить остров. Он его и захватил, просто предложив почётную сдачу, но пара выстрелов всё же прозвучала, да, вы правильно подумали, это «HMS Gibraltar» не утерпел и сделал пару выстрелов по фрегату «Mars», который один единственный стоял на рейде, естественно без приказа.
Поторопились англичане с названием, надо было переименовать его в «Impatient», что на языке Шекспира означает «нетерпеливый, нетерпимый, раздражительный, беспокойный, нетерпящий, нетерпеливо ожидающий».
Блокаду Мартиники, в которой «HMS Gibraltar» возглавлял британский арьергард могу описать одной фразой - корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали… но «HMS Gibraltar» там был, вот даже карта имеется.
Дальше там было вторжение в Сент-Люсию и Тобаго неудачное для англичан и удачное для французов, в котором «HMS Gibraltar» поучаствовал, но не помог, после всего этого, наш герой ушёл в Англию. А там, после капремонта, его снова! назначил флагманом и отправили в Ост-Индию.
Там англичане захотели отжать обратно Куддалор, но это не особо удалось, до наземной операции не дошло, флоты походили, постреляли, да так и бросили это дело. «HMS Gibraltar» в очередной раз поучаствовал.
«Битва при Куддалоре», Огюст Жюжле, 1836 г.
«HMS Gibraltar» вернулся в Англию в июле 1784 года, отремонтировался и во время Нуткинского кризиса был возвращен в строй в мае 1790 года. В 1974 он сопровождал конвои и ловил флот французов, в конце мая французов поймали и основательно потрепали, но зерновой конвой остановить не смогли. «HMS Gibraltar» отличился в этой битве «1 июня» тем, что не дал прорваться к своему флагману французскому линкору 1 класса «Républicain», сбив его грот- и бизань-мачты с очень приличного расстояния (вообще-то, ему приказали добавить парусов и он должен быть практически в гуще событий, но почтенный возраст не позволил стать быстрым, зато опытные канониры не подвели).
В мае 1799 года Гибралтар был одним из пятнадцати линейных кораблей британского флота под командованием Джорджа Элфинстоуна, который блокировал порт Кадис. Задача была вынудить французов к сражению, но не сложилось и в августе «HMS Gibraltar» вернулся в Брест.
В январе 1801 года британцы численностью 16 000 человек и более 100 судов были собраны на Мальте для подготовки к вторжению в оккупированный Францией Египет. Флот Элфинстоуна, к которому был присоединен Гибралтар, сопровождал их и, хотя помочь особо ничем не смог, кампания закончилась удачно, французы сдались 2 сентября в Александрии после длительной осады. С небольшой задержкой в 49 лет выжившим членам команды Гибралтара за их участие в кампании даже вручили медальки.
В марте 1801 года Гибралтар принял участие в преследовании контр-адмирала Оноре Гантома, чья эскадра предприняла еще одну попытку усилить французские войска в Египте, но старость не радость, именно «HMS Gibraltar», и почему-то вполне молодой «HMS Athenienne» тормозили всю эскадру, чтобы не разделять флот скорость снизили и французы исчезли в ночи.
17 марта 1809 года «HMS Gibraltar» присоединился к эскадре Роберта Стоппарда, которая блокировала французский флот на Баскских рейдах. В «Битве на баскских дорогах» принимал не сам «HMS Gibraltar», а его команда, часть которой перешла на брандеры, которые атаковали французов, стоящих на рейде под прикрытием своих береговых батарей, делали это настолько успешно, что французы запаниковали, снялись с якорей и их вынесло на береговую мель.
Французский «Регулус» подвергается атаке британских брандеров вечером 11 апреля 1809 года. Художник Луи-Филипп Крепен .
Это была последняя заметная битва в судьбе «HMS Gibraltar», в 1813 году его поставили на прикол в Плимуте. и он был переоборудован в пороховой склад.
В сентябре 1824 года он был переведен в Милфорд-Хейвен, где использовался как лазарет, а затем в ноябре 1836 года в доке Пембрук окончательно утилизирован.
Но! Некоторые из его бревен (южноамериканского кедра) были использованы для изготовления перегородок и дверей кают «HMS Gorgon» (1837) , который в то время строился в Пембруке, так что «HMS Gibraltar» частично продолжил свою службу во славу британского флота.
Вот такая охрененно длинная история, которую я бросал писать пару раз, потому что используя около десятка источников на иностранном языке тихо едешь крышей и требуется перерыв, чтобы привести голову в порядок. Но, зная, что есть несколько человек, которые точно дочитают всё это до конца, я стыдился своей слабости и снова брался за дело.
С новым годом, камрады! Только настоящие морские волки смогут дочитать это до конца и ответить мне встречным (а может и попутным) поздравлением и салютом с обеих бортов.