Куба. «Нинья»

Nov 13, 2024 18:54

Если у флагманского корабля первой экспедиции Колумба каракки «Санта-Мария» уже есть какой-то сложившийся «канонический» образ, с «Пинтой» тоже особых выкрутасов с внешним видом не наблюдается, то почему-то по «Нинье» оторвались по полной.



Например, на кубинской марке она определённо двухмачтовая (есть такая версия). В «классическом», стандартном исполнении, «Нинья» трёхмачтовая, а вот инженерам и морским исследователям Джону Сарсфилду и Джонатону Нансу третья каравелла Колумба привиделась исключительно с четырьмя мачтами и смешанным парусным вооружением, что они и изобразили в реплике 1988 года.



Нашёл марку в каталоге https://colnect.com/ru/stamps

«Нинья» (исп. La Niña, «девочка») - испанская каравелла, один из трех кораблей, на которых Христофор Колумб отправился в свою первую океанскую экспедицию и в 1492 году открыл Америку. Настоящее название «Ниньи» - «Санта Клара». Название «Нинья», скорее всего, образовано от имени её владельцев, братьев Ниньо из Могера.



Изначально на «Нинье» стоял латинский парус и оснастка «латинской каравеллы», однако на Канарских островах она была переоснащена в «каравеллу редонда» с прямым парусом для лучшего передвижения через океан (так что с косыми парусами она прошла совсем немного, но это не мешает всем рисовать её именно с латинскими). Достоверных документов с параметрами «Ниньи» не осталось. Принято считать, что корабль имел три мачты, однако есть мнения, что их было четыре, или две, как на марке.



Вот в таком виде "Нинья" шла от Канарских остравов до Нового Света, не сильно отличаясь от "Пинты".

Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. По одним сведениям длина судна была 17 метров, ширина - 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение - 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям, «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн и перевозила 24 человека.

В первую экспедицию Колумба «Нинья» шла под управлением Висенте Яньеса Пинсона. Корабли покинули Палос-де-ла-Фронтера 3 августа 1492 года и, сделав остановку на Канарских островах, пошли дальше на запад. Высадка на новою землю произошла 12 октября 1492 года на Багамских островах. После того, как «Санта-Мария» села на рифы, Колумб перешел на «Нинью» назначив её флагманом экспедиции.



Классический вариант изображения,  в 90 случаев из 100 её рисуют именно так.

14 февраля на востоке от Азор шторм грозил перевернуть «Нинью», из-за чего по настоянию Колумба он и его команда дали обет совершить религиозное паломничество (куда не знаю, но точно не в Мекку). Видимо обещание всевышнему помогло и «Нинья» в марте 1493 года вернулась в Европу.

Есть версия, что именно матросы «Ниньи» подарили всему «просвещённому» миру корабельные гамаки, подсмотрев их устройство у аборигенов. Так, 17 октября 1492 года, Колумб отметил в своём судовом журнале: «Кровати и одеяла, на которых спали эти люди (карибские индейцы), - это своего рода шерстяная сеть», а в записях от 3 ноября 1492, слово «Hamacas» уже упоминал явно.



«Нинья»

Во втором путешествии Колумба «Нинья» вошла в большой флот из 17 кораблей с переселенцами и скотом, став флагманом. Перед возвращением назад, флот был серьёзно прорежен страшным ураганом, но «Нинья» уцелела, и Колумб вернулся в Испанию именно на ней.

Затем «Нинья» была зафрахтована для путешествия в Рим, но была захвачена пиратами. Капитан Алонсо Медель смог убежать с несколькими людьми, украл лодку, добрался на ней до «Ниньи» и смог уйти в Кадис.



Модельки «Ниньи» можно найти и такие, на четыре мачты.

В июне 1498 году «Нинья» стала флагманом третьего путешествия Колумба. Флотилия состояла всего из шести кораблей, её целью был поиск золота, так как новые колонии не приносили дохода испанской казне, что вызывало недовольство монархов. В это время португалец Васко да Гама открыл морской путь в настоящую Индию и вернулся с грузом пряностей, доказав таким образом, что земли, открытые Колумбом, - совсем не Индия.

В 1500 году королевская чета направила в Новый Свет с неограниченными полномочиями своего представителя Франсиско де Бобадилью. Тот взял в руки всю власть на острове, арестовал Христофора Колумба вместе с братьями, заковал их в кандалы и отправил в Испанию. Естественно не на «Нинье» и уже не руководителем экспедиции.



Это арт от адептов четырёхмачтовой "Ниньи"

«Нинья» осталась стоять на приколе в Санто-Доминго. В 1501 году она совершила торговое плавание на Перламутровое Побережье, после чего её следы теряются.

«Нинья» прошла под командованием Колумба около 46 000 км. По всеобщему утверждению была любимым судном Колумба, судя по километражу так оно и есть.



Реплика «Ниньи»  1988 года

4-мачтовая реплика «Ниньи» была построена в 1988 году инженером и морским исследователем Джоном Патриком Сарсфилдом, британским морским историком Джонатоном Мортоном Нансом, а также группой кораблестроителей в Баие (Бразилия), при том, что не существует современных изображений ни одного из трех кораблей Колумба (поэтому при постройке полагались на известные изображения каравелл того времени и собственную фантазию).



Реплика «Ниньи»  1988 года

При постройке использовались только технологии XV века. Он строился из стойкой к древоточине бразильской твердой древесины, при этом использовались скобели, топоры, ручные пилы и долото. Парусное вооружение было спроектировано Нансом с использованием двух прямых парусов в качестве главных и два латинских паруса на корме, как делали на кораблях конца XV века. Команда «Ниньи» утверждает, что корабль может развивать скорость 5-7 узлов, что быстрее других кораблей того века. Водоизмещение  корабля 75 тонн.



Вероятнее всего руководствовались каким-то из таких изображений каравеллы конца 15 века

С кораблями Колумба (в этой серии) всё.

La Niña, корабли, марки, «Нинья», Христофор Колумб, парусники, паруса

Previous post Next post
Up