Куба. «Санта-Мария» и «Пинта».

Nov 09, 2024 21:37

Почти все марки посвящают первой экспедиции Колумба 1492-1493 года, ведь именно тогда был открыт «западный путь в Индию» и, как правило, изображают парусники и Колумба, или «индейцев» и Колумба, как они рады приветствовать «белого бвану» с крестом. С аборигенами всё кончилось грустно, с кораблями получше, один, правда, разбился, но другие прожили стандартные корабельные жизни.



Коротенько пробежимся по событиям первой экспедиции.

3 августа 1492 года из порта Палос-де-ла-Фронтера отплыли три корабля: каравеллы «Пинта», «Нинья» и каракка (нао) «Санта-Мария», капитанами были братья Мартин Алонсо Пинсон, Висенте Яньес Пинсон и Хуан де ла Коса, Христофор Колумб, соответственно, руководил экспедицией.





Колумб держал свой флаг на «Санта-Марии» шли они, как известно, в Индию, 16 сентября достигли Саргассового моря, а 12 октября - острова Гуанахани, получившего название Сан-Сальвадор (Багамские острова). Так Колумб открыл для себя «Индию», а для всех остальных, как впоследствии выяснилось, Америку.



Несу я вам крест веры католической, ещё мечи, порох, пули, эпидемии и красивое греческо-латинское слово польско-еврейского происхождения ГЕНОЦИД!

Согласно альтернативной версии, первым был остров Кайо-Саманы в том же архипелаге (или ещё несколько десятков островов, которые претендуют на это место в истории). Колумб продолжил свое плавание и 27 октября 1492 года открыл Кубу, а 5 декабря - остров Гаити, получивший название Эспаньола. 25 декабря «Санта-Мария» села на мель у берегов Эспаньолы. Корабль был разобран, из обломков построили форт, который назвали в честь дня крушения флагманского корабля - «La Navidad» («Рождество»).



Одно из немногих фэнтезийных изображений, где «Нинья» с прямыми парусами. Есть версия, что в процессе экспедиции у неё поменяли косые паруса на прямые (я даже знаю где их взяли). Можно подумать, что это путь домой, вот только обратно плыли только два корабля.

Колумб перешёл на «Нинью» и 16 января 1493 года мореплаватели отправились обратно. Через несколько дней шторм разделил корабли: «Пинта» достигла берегов Европы в Галисии, а «Нинья» 17 февраля оказалась у Азорских островов, 4 марта - в Лиссабоне. В апреле 1493 года в Барселоне Колумб встретился с «католическими королями», которым рассказал, что открыл восточное побережье Азии.

В дальнейшем Колумб предпринял ещё три плавания в его личную «Индию».

Ну и немого подробнее о кораблях, участвовавших в экспедиции, правда у меня неполная серия, не хватает «Ниньи».

Начнём с «Санта-Марии» всё же флагманское судно экспедиции, хоть и в один конец.



«Санта-Мария», как я уже много раз говорил, не была каравеллой (хотя её и продолжают так называть), это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров.



Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке - треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение «Санта-Марии» состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами.



Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто «La Navidad» (Рождество).



Добрый Христофор писал в судовом журнале «Я приказал построить башню, крепость и большой подвал, не по необходимости, из-за местных. Я уверен, что мои люди способны покорить весь остров… ведь население голое, без оружия и очень трусливое». Как итог, когда во время второго путешествия 27 ноября 1493 года, Колумб прибыл на место поселения, то увидел 11 трупов своих людей на пляже и обнаружил, что «Рождества» больше нет (видимо индеец по имени Гринч постарался). Жившие недалеко аборигены сообщили ему, что испанские поселенцы жестоко обращались с местными индейцами, поэтому те их убили.



Реплика «Санта-Марии» в Палос-де-ла-Фронтера (вы конечно помните, что именно из этого города стартовала первая экспедиция Колумба)

Как вы знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.



Реплика «Санта-Марии» в Фуншале, Португалия

Про «Пинту» - вторую по значению из кораблей флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани - косой. Но есть сведения, что «Пинта» была самым крупным кораблём флотилии Колумба, нужно принять во внимание, что капитаном был Мартине Алонсо Пинсоне, который вложил достаточно много личных средств в снаряжение экспедиции, в отличие от Колумба.



Источников противоречащих друг другу достаточно много, в одном сходятся все - «Пинта» одна из каравелл первой экспедиции Христофора Колумба, и именно с её борта 12 октября 1492 года вахтенный матрос Родриго де Триана прокричал «ЗЕМЛЯ!!!».



После гибели «Санта-Марии», Колумб не сделал «Пинту» флагманом. Скорее всего, дело было в хозяине и капитане корабля Мартине Пинсоне. Во время путешествия тот не раз спорил с Колумбом и на одном корабле они бы не ужились. Колумб выбрал «Нинью», где капитаном был брат Мартина, более вменяемый Висенте. А скорее всего он просто выбрал из двух зол меньшее.



Пинту тоже реплицировали

О том, как складывалась судьба «Пинты» после путешествия Колумба, неизвестно. Есть данные, что между «Пинтой» и «Ниньей» шла натуральная гонка, кто первым вернётся в Испанию и попадёт на приём к королю. Колумб выиграл, выставил Мартина конченным смутьяном, поэтому тот после возвращения был холодно принят на родине.



Это вариант для тех, кто утверждает, что пинта была самой крупной во флотилии, здесь у неё 4 мачты. Кстати, четырёхмачтовая реплика тоже существует.

Из-за проблем со здоровьем, полученных во время экспедиции, и нервного расстройства, полученного после неё, Мартин Пинсон умер через несколько месяцев. Вероятно, «Пинту» либо продали и переименовали, а возможно она сгинула во время очередного плаванья, хотя вариант продажи на дрова тоже не исключается.



Вот эта реплика, но её не называют впрямую «Пинт»", просто пишут каравелла, всё равно никто не знает, как выглядели корабли Колумба, почему не так?

Постараюсь найти в интернете марку с «Ниньей» и про неё тоже напишу.

Santa María, pinta, «Пинта», паруса, марка, «Санта-Мария», парусники, Христофор Колумб

Previous post Next post
Up