Продолжим историю клипера. Несмотря на то, что такого понятия, как «золотой клипер» не существует, я бы ввел его в эту историю. С 1848 по 1854 годы в восточных штатах США было построено 160 весьма вместительных и скоростных клиперов. Дело в том, что в 1848 г. в Калифорнии было найдено золото и куча народа устремились на Дикий Запад, всех туда надо было доставить по возможности быстро.
Американский клипер «Flying Cloud» («Летящее Облако»). Рекордсмен перехода на трассе Нью-Йорк - Сан-Франциско вокруг мыса Горн.
Это американцам попасть в Калифорнию было не сложно, а вот из Европы нужно было плыть, огибая Южную Америку через мыс Горн к западному побережью Северной Америки, ведь Панамский канал откроется только в 1920 году, что, кстати, большим парусникам никак не поможет, не смогут они ходить по каналам, ни по Панамскому, ни по Суэцкому, так и будут огибать Африку и Южную Америку, что их в конце концов и выведет за рамки промышленного судоходства, отдав пальму первенства пароходам. Но пока у клиперов всё хорошо, в 1851 году нашли золото в Австралии и десятки судов стали оперативно доставлять старателей на новые прииски.
На марке «Ariel» клипер пропавший без вести в последней клиперской гонке 1872 года.
Английские кораблестроители конечно обратили внимание на балтиморские клиперы, и судорожно строили что-то подобное, стараясь не отстать от корабелов бывшей колонии, но прорыв случился только в 50х годах девятнадцатого века, когда штатовцы почти перестали строить новые суда.
Артиллерия на британских кораблях была уже никому не нужна, так как военно-морские силы страны надежно защищали их, а потому открывалась возможность переработать конструкцию корпусов торговых парусных судов и тем самым значительно увеличить их грузоподъемность. Британские кораблестроители, используя принципы, заложенные в основу «балтиморских» и «опиумных» клиперов, создали свой клипер, как радикальное усовершенствование ост-индского корабля. Вот эти клиперы уже с полным правом можно назвать «чайными», если они шли в Китай, или «шерстяными», если в Австралию.
И тем не менее количественно американский клиперный флот ещё долгое время превосходил английский и в течение ещё нескольких лет на долю американских судов доставалась большая прибыль (англичанам приходилось фрахтовать американские суда), так продолжалось до 1860 года. Клипер «Flying Cloud» был последним американским судном, доставившим чай в Лондон.
«Flying Cloud» («Летящее Облако»). Художник Джек Спёрлинг
Имя последнего американского судна, зафрахтованного англичанами история сохранила, а вот первые английские клиперы ничем особым не отличились, поэтому не только не попали на картины, но даже их имена в разных источниках различные. Нигде нет статьи про «первый чайный клипер, построенный в Великобритании», до 1860 года они были перемешаны с американскими и на фоне заокеанских не блистали.
Имена знаменитых английских клиперов вошли в историю исключительно за счёт «чайных гонок», проходивших в период с 1859 по 1872 г. Эти уникальные состязания демонстрировали как качества и возможности прекрасных клиперов, так и выучку, и профессионализм их экипажей. При этом капитан, первым приведший свой клипер в лондонскую гавань, и его экипаж получали большую премию и общенациональную славу.
Первые две гонки 1859 и 1861 гг., в которых участвовало по 5 клиперов, не выявили, по разным причинам, победителя. То же произошло во время четвертой гонки 1867 г., в которой приняло участие уже 17 клиперов. Наиболее драматичной и всемирно известной стала третья по счету клиперская гонка 1866 г.
«Taeping» и «Ariel» мчатся домой, не отставая друг от друга, с чаем нового сезона. Художник Монтегю Доусон
Тогда, 29 мая, из китайского порта Фу Чжоу вышло 16 чайных клиперов. Очень быстро фаворитами гонки стали «Ariel», «Taeping» и «Serica», вышедшие с разницей в 20 мин. Преодолев за 99 дней 16 000 миль (26 744 км) со средней скоростью 6,7 узла, в 9 ч 45 мин 6 сентября в устье Темзы вошел «Taeping». Через полчаса отшвартовался «Ariel», а «Serica» прибыл почти к полуночи. Правда, официально первое место было отдано клиперу «Ariel», поскольку он вышел из китайского порта на 20 мин позже «Taeping» и в результате подсчета времени, затраченного на весь переход, опередил соперника на 10 мин. Уникальный результат этой «Великой чайной гонки» не превзойден до нынешнего дня.
«Taeping» и «Ariel» мчатся по проливу Ла-Манш. Художник Томас Даттон
Гонки продолжились и позже. Так, в 1868 г. в соревновании участвовало 12 клиперов, и «Ariel» уже бесспорно заслужил первое место. Интересно, что самые скоростные клипера «Thermopylae» и «Cutty Sark» так и не смогли отстоять свое зафиксированное ранее по максимальной скорости первенство. В гонках 1869,1870 и 1871 гг., в которых соревновались соответственно 12, 14 и 8 клиперов, знаменитый корабль «Thermopylae» пришел вторым, а в последнем клиперском соревновании 1872 г. (в нем также приняло участие 8 клиперов) - лишь третьим.
«Cutty Sark»
«Cutty Sark» третьим был в 1871 г., а вот в гонке 1872 г. он явно мог стать призером. Однако не получилось. Через две недели после выхода из Фу Чжоу, состоявшегося 18 мая, во время бури «Cutty Sark» потерял руль. Капитан клипера Джордж Моуди неимоверными усилиями своего экипажа удерживал «Cutty Sark» по ветру с помощью плавучего якоря, пока матросы корабля за 8 суток непрекращающегося шторма смастерили и смонтировали импровизированный руль.
«Thermopylae» покидают Фу Чжоу
В Лондон клипер пришел через неделю после «Thermopylae», 18 октября, затратив на весь поход 122 дня. К сожалению, именно во время этой гонки исчез (видимо, в этот же шторм) знаменитый клипер «Ariel», после чего «чайные» гонки решили более не проводить. Ну а последним их победителем стал клипер «Фолкен» (хз это «Falcon» или «Folken», блин, судно победило в последней чайной гонке, а я даже не могу найти в сети, как оно правильно называется)
Наиболее знаковым рекордсменом в классе английских клиперов был и остается «Thermopylae», построенный в 1868 г. Именно ему принадлежит целый список рекордов, не побитых до нынешнего дня, к примеру, переход из Мельбурна в Шанхай за 28 дней, из Гуанчжоу в Лондон - за 91, а из Лондона в Мельбурн - за 63 дня. Причем последний рекорд знаменитый парусник, установил в первом же своем выходе в море.
Единственным же сохранившимся на сегодня клипером и одновременно рекордсменом, на котором официально был зарегистрирован не побитый до настоящего времени рекорд скорости для парусных кораблей классической конструкции - 21 узел, стал «Cutty Sark», построенный в 1869 г. Этот клипер активно работал сначала на чайной, а затем и на шерстяной линиях до 1895 г. Затем его продали Португалии, а после корабль неоднократно менял своих хозяев, пока в 1922 г. не стал стационарным учебным судном.
Великая чайная гонка 1866 года стала лебединой песней парусного судоходства. Неофициально в ней принял участие пароход «Erl King». Он вышел из Фучжоу на неделю позже с аналогичным грузом чая и пассажирами и прибыл в Лондон более чем на две недели раньше. Так что это соревнование парусников, по сути, оказалось гонкой ради гонки - практически чистым спортом. Ведь лучшую цену за чай получил владелец груза «Erl King», а почти одновременное прибытие пяти груженых чаем клиперов и вовсе обрушило цены.
Судно SS «Erl King» было спущено на воду в 1865 году и принадлежало Robertson & Co London.
В 1869 году был открыт Суэцкий канал, существенно сокративший путь для пароходов из Азии в Европу. Из Бомбея до Лондона на пароходе можно было добраться за 16,5 суток. Прогресс доказал превосходство парового двигателя. Парусники не могли проходить через канал, хотя это без труда делали пароходы куда больших размеров. Суэцкий канал слишком узок, для движения галсами (маневрирования), парусники могут двигаться в канале только с попутным ветром.
Но, как вы знаете, парусники никуда не исчезли, просто их стало значительно меньше.