Художник пустых пространств

Jul 22, 2024 15:47


«Представитель магического реализма», «Художник пустых пространств», «поэт эпохи», «мрачный соцреалист», как только не называли Эдварда Хоппера, но то, что ему удалось на своих полотнах изобразить «великую депрессию США» во всём её «блеске и славе» - несомненно.





Эдвард Хоппер (22 июля 1882, Нью-Йорк - 15 мая 1967, Нью-Йорк) - американский живописец и гравёр, представитель американской жанровой живописи. Наиболее известен своими картинами повседневной жизни, из которых самой известной стали «Полуночники» (1942). Творчество Хоппера оказало сильное влияние на мир искусства в целом и поп-культуру XX века в частности.



Уже в детстве Эдвард Хоппер обнаружил способности к рисованию, в чем его всячески поддерживали родители. После школы год заочно учился иллюстрации, а потом поступил в престижную Нью-Йоркскую художественную школу.



В 1906 г. Хоппер закончил обучение и начал было работать иллюстратором в рекламном агентстве, но осенью отправился в Европу. Надо сказать, что путешествие в Европу было чуть ли не обязательной частью профессионального образования для американских художников.



В то время ярко сияла звезда Парижа, и со всех концов света туда тянулись молодые и амбициозные, чтобы приобщиться к новейшим достижениям и тенденциям мировой живописи. Хоппер оказался оригинальнее всех. Он путешествовал по Европе, был в Париже, Лондоне, Амстердаме, возвращался в Нью-Йорк, снова ездил в Париж и Испанию, проводил время в европейских музеях и встречался с европейскими художниками…



Но, кроме кратковременных влияний, его живопись никак не обнаруживает знакомства с современными течениями. Вообще никак, даже палитра лишь едва просветлела!



Он оценил Рембрандта и Хальса, позже - Эль Греко, из близких по времени мастеров - Эдуарда Мане и Эдгара Дега, к тому времени уже ставших классиками. Что касается Пикассо, то Хоппер на полном серьезе утверждал, что не слышал его имени, будучи в Париже.



И после 1910 года ни разу не пересек Атлантику, даже когда его картины выставлялись в американском павильоне престижной Венецианской биеннале.



Творческий метод американского художника складывался во времена «великой депрессии» в США. Разные исследователи творчества Хоппера склонны находить в его работах переклички с писателями Теннеси Уильямсом, Теодором Драйзером, Робертом Фростом, Джеромом Селинджером, с художниками ДеКирко и Дельво, позже отражение его творчества начинают усматривать в киноработах Дэвида Линча.



Достоверно неизвестно, имеют под собой реальную почву какие-то из этих сравнений, но ясно одно: Эдвард Хоппер очень тонко сумел изобразить дух времени, передав его в позах героев, в пустых пространствах своих полотен, в неповторимой цветовой гамме. Этого американского художника относят к представителям магического реализма.



Действительно, его персонажи, обстановка, в которую он их помещает, донельзя проста в бытовом плане. Тем не менее, его полотна всегда отражают какую-то недосказанность, всегда отражают скрытый конфликт, порождают самые различные толкования. Доходящие, порой, до абсурда.

Например, его картина «Ночная конференция» была возвращена коллекционером продавцу, поскольку он усмотрел в ней скрытый коммунистический заговор.



«Ночная конференция»

Наиболее известное полотно Хоппера - «Полуночники». В свое время ее репродукция висела в комнате чуть ли не у каждого американского подростка. Сюжет картины предельно прост: в окне ночного кафе за барной стойкой сидят трое посетителей, их обслуживает бармен. Казалось бы, ничего примечательного, но любой, кто смотрит на картину американского художника, почти физически ощущает запредельное, щемящее чувство одиночество человека в большом городе.



Магический реализм Хоппера в свое время не был принят современниками. При общей тенденции к более «интересным» методам - кубизму, сюрреализму, абстракционизму - его картины казались скучными и невыразительными. «Они никак не могут понять, - говорил Хоппер, - что оригинальность художника не есть модный метод. Это квинтессенция его личности».



Сегодня его творчество считается не просто вехой в американском изобразительном искусстве, но собирательным образом, духом своего времени. Один из его биографов написал как-то: «Из картин Эдварда Хоппера потомки узнают о том времени больше, чем из любого учебника». И, пожалуй, в каком-то смысле он прав.



В 1923 г. Хоппер знакомится со своей будущей женой Джозефиной. Их семья оказалась прочной, но семейная жизнь непростой. Джо запрещала мужу писать обнаженную натуру и при необходимости позировала сама. Эдвард ревновал ее даже к коту. Все усугублялось его неразговорчивостью и угрюмым характером. «Иногда разговаривать с Эдди было все равно что бросать камень в колодец. За одним исключением: звука падения в воду можно было и не услышать», - признавалась она. Тем не менее именно Джо напомнила Хопперу о возможностях акварели, и он вернулся к этой технике.



Вскоре он выставил шесть работ в Бруклинском музее, и одна из них была куплена музеем за 100 долларов. Критики отнеслись к выставке доброжелательно и отметили жизненную силу, и выразительность хопперовских акварелей даже с самыми скромными сюжетами. Это сочетание внешней сдержанности и выразительной глубины, и станет фирменным знаком Хоппера на все оставшиеся годы.



В 1927 г. Хоппер продал картину «Двое в зрительном зале» за 1500 долларов, и на эти деньги чета обзавелась своим первым автомобилем. Художник получил возможность выезжать на этюды, и сельская провинциальная Америка надолго сделалась одним из основных мотивов его живописи.



В 1930 г. произошло еще одно важное событие в жизни художника. Меценат Стивен Кларк подарил его картину «Дом у железной дороги» нью-йоркскому Музею современного искусства, и она с тех пор висит там на видном месте.



Так, незадолго до своего пятидесятилетия Хоппер вступил в пору признания. В 1931 г. он продал 30 работ, включая 13 акварелей. В 1932 г. принял участие в первой регулярной выставке музея Уитни и не пропускал последующие уже до самой смерти.



В 1933-м в честь юбилея художника Музей современного искусства представил ретроспективу его работ. Следующие тридцать лет своей жизни Хоппер плодотворно трудился, несмотря на проблемы со здоровьем, возникшие в пожилом возрасте.



Джо пережила его на десять месяцев и завещала музею Уитни всю семейную коллекцию работ. В годы зрелости художник создал немало признанных шедевров, например, «Раннее воскресное утро», «Полуночники», «Офис в Нью-Йорке», «Люди на солнц»”. За это время он получил множество наград, совершил путешествия в Канаду и Мексику, был представлен на нескольких ретроспективных и персональных выставках.

Умер Хоппер в Нью-Йорке 15 мая 1967

Источник: https://allpainters.ru/hopper-jedvard.html
марки из интернета

Этот пост был опубликован 1 год назад!

О чем еще автор писал 22 июля в разные годы

#этотденьвблоге

Previous post Next post
Up