У французов с полярными исследователями как-то не особо сложилось, потому любой заметный учёный, работавший в этой области автоматически становился народным героем Франции. Жан-Батист Шарко несомненно несёт это звание по праву, можно сказать, что он один из первых французских учёных внесших серьёзный вклад мировую копилку полярных исследований.
Жан-Батист Огюст Этьенн Шарко (15 июля 1867, Нёйи-сюр-Сен - 16 сентября 1936) - французский полярный исследователь, океанограф, медик и спортсмен. Сын известного врача-психиатра Жана Мартена Шарко.
Известность Шарко приобрел в начале нынешнего столетия, отправившись в экспедицию на судне "Le Franсais“ ("Ле Франсе"), посланном в 1903 г. на поиски шведской экспедиции Отто Норденшельда в антарктические воды к Земле Греэма.
Шхуна "Француз" ("Le Franсais“ ("Ле Франсе")
Эта экспедиция имела, кроме того, и прямые научные задания по исследованию области западной Антарктики, для чего она взяла с собою штат ученых из 5 человек и соответственное оборудование. Когда судно "Le Franсais" достигло южного полушария, экспедиция Норденшельда была уже разыскана аргентинской канонеркой "Уругвай", и Шарко, освобожденный от этого задания, мог посвятить свою экспедицию всецело научным работам.
За 1903 - 1905 гг. им освещена область архипелага Пальмера, нанесены на карту о-ва Бюско, а также в значительной мере обследована Земля Греэма.
В 1908 г. Шарко снаряжает новую экспедицию в западную Антарктику этот раз уже на специально построенном паровом судне "Pourquoi-Pas?" ("Почему бы нет?") с опытным научным составом. Экспедиция длилась около 2 лет, обследовала о. Александра I и открыла во время зимовки 1910 г. новую землю, совершенно покрытую льдами, названную Землею Шарко (в честь знаменитого отца).
Барк "Pourquoi-Pas?" ("Почему бы нет?")
Кроме того, Шарко удалось изучить и обследовать много белых пятен в архипелаге Пальмера до Земли Шарко в австралийском секторе Антарктики и до моря Беллингсгаузена на юге. Эта экспедиция привезла особенно богатые материалы по различным научным дисциплинам.
В 1920 г. Шарко отправляется на "Pourquoi-Pas? " в небольшие морские экспедиции в Средиземное море, работает в канале Ламанш, изучает северные области Атлантического океана, обследует рифы Роккаля, проводит океанографические исследования около Ян-Майена и восточных берегов Гренландии.
В 1928 г. Шарко принимает на "Pourquoi-Pas? " деятельное участие в поисках Руала Амундсена, а в 1932/33 г. - в организации со стороны Франции международных работ по проведению II Международного полярного года.
В 1934 г. Шарко снова в Восточной Гренландии, где он с капитаном Ейнаром Миккельсеном ведет большую научноисследовательскую работу в области биологии, геологии, этнографии, глациологии, гидрологии и гидрографии, имея в первый раз в своем распоряжении два гидроплана. В 1935 г. Шарко опять посещает Восточную Гренландию.
В 1936 г. "Pourquoi-Pas? " с Шарко отправляется в Скоресбизунд и возвращается с добытым ценным научным материалом в Рейкийявик на Исландии, чтобы отсюда итти в Копенгаген, где знаменитому исследователю Датским Географическим обществом готовилось особое чествование.
Судно вышло в открытое море с неисправной машиной и не было в состоянии справиться с волной. Решено было возвратиться в Рейкийявик. По словам единственного спасшегося матроса Гудека, из-за плохой видимости были перепутаны огни маяков, т. е. вместо направления к маяку Akranas, что к югу от устья Borgarfjord, курс был взят на маяк Seltjarnas, что западнее Рейкийявика.
"Pourquoi-Pas? " был со страшной силой брошен на скалы и разбит на мелкие части. Погибло 7 ученых и 34 человека команды. В живых остался только один человек.
текст
http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=9046марки из интернета
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 15 июля в разные годы