Очень сложно написать о наших знаменитых путешественниках коротенькую заметку в журнал, про Василия Головнина особенно. Он сам автор трёх книг, про него написано в десять раз больше. Два кругосветных путешествия, английский и японский плен уже на основе этого можно издать несколько приключенческих романов.
Василий Михайлович Головнин (8 [19] апреля 1776, село Гулынки, Переяслав-Рязанской провинции - 29 июня [11 июля] 1831, Санкт-Петербург) - русский мореплаватель и мемуарист, вице-адмирал, руководитель двух кругосветных экспедиций.
В первую кругосветку лейтенант Головнин отправился на шлюпе «Диана». Это был единственный случай, когда лейтенанту доверили командовать кораблем, отправляющимся в кругосветное путешествие.
25 июня 1807 года «Диана» отправилась в плавание. 18 апреля 1808 года русские моряки увидели берега мыса Доброй Надежды. Через два дня шлюп вошёл в Саймонстаун (ныне ЮАР), принадлежавший англичанам. Несмотря на то что «Диана» имела специальное разрешение английского правительства, командующий английской эскадрой, объявив В. М. Головнину о войне, начавшейся между Россией и Англией, задержал русский корабль до получения соответствующего распоряжения из Англии.
Диана
Корабль поставили в самый дальний угол бухты и прорваться к выходу между торговых судов и английских кораблей можно было только ночью и при сильном попутном ветре. Именно поэтому «Диана» простояла в чужом порту больше года, ожидая удобного случая, карту местных ветров Головнин поменять никак не мог.
Ночью 15 мая 1809 года, когда начал дуть шквалистый северо-западный ветер, Головнин приказал своим матросам рубить якорные канаты. «Диана», поставив штормовые паруса, вырвалась из плена. Головнин, опасаясь встречи с английскими кораблями, ушел в южные широты, а затем, пользуясь попутными ветрами и благоприятствовавшими течениями, совершил на своем не самом скоростном судне бросок расстоянием в 6000 миль.
25 сентября 1809 года, через 2 года и 2 месяца после отплытия из Кронштадта, «Диана» прибыла в Петропавловский порт на Камчатке. В ту же осень Головнин ходил в столицу Русской Америки, г. Ново-Архангельск, расположенный на острове Баранова в Александровском архипелаге.
Весь 1810 год Василий Михайлович провел на Камчатке, а в следующем получил задание обследовать Курильские и Шантарские острова. При выполнении этих работ в июле 1811 года Головнин был взят в плен японским гарнизоном о. Кунашир. Более двух лет находились моряки в японском плену. Только в октябре 1813 года японцы освободили пленников, и они вернулись домой.
Спустя три года в России началась подготовка к новой кругосветке. Специально для этой цели на столичной верфи был построен шлюп «Камчатка». Командиром нового корабля стал капитан 2-го ранга Василий Михайлович Головнин.
В соответствии с предписанием экипажу «Камчатки» надлежало доставить различные грузы в порты Петропавловска и Охотска, провести ревизию деятельности Российско-Американской компании, а также продолжить опись районов Русской Америки, не достаточно точно положенных на карту.
Шлюп выходит из Кронштадта 26 августа 1817 года, а уже 10 сентября швартуется в английском Портсмуте для покупки современных географических карт и навигационных инструментов. Путешествие через Атлантику прошло без осложнений.
Корабль под командованием Головнина зашел в перуанский порт Кальяо, проследовал курсом на Маркизские и Гавайские острова и 3 мая 1818 года был уже в Петропавловском порту на Камчатке.
5 сентября 1819 года шлюп «Камчатка» под командованием В. М. Головнина прибыл в Кронштадт. Так закончилось его второе кругосветное путешествие, которое было проведено идеально с точки зрения управления судном и слаженности работы экипажа.
Синим кругосветка на "Диане", красным на "Камчатке"
В 1821 году в чине капитан-командора был назначен помощником директора Морского корпуса; в 1823 году назначен генерал-интендантом флота, а в 1827 году получил в своё ведение департаменты: кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский. За время 8-летнего управления Головниным интендантской частью на флоте (1823-1831) было построено 26 линейных кораблей, 21 фрегат, 2 шлюпа, 10 пароходов (первых в России) и многих других мелких судов общим количеством свыше 200.
Головнин умер в 1831 году от холеры во время вспыхнувшей в столице эпидемии. Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.
Вскоре после упразднения Митрофаньевского кладбища в 1927 году родовой склеп Головниных был разрушен.
Прах вице-адмирала повторил путь многих знаменитых русских флотоводцев.
В 1950-х годах на месте кладбища действовала барахолка, а в 1960-х землю отдали под склады, гаражи и свалки.
В 1997 году появились планы офисно-деловой застройки территории бывшего Митрофаниевского кладбища, получившие название «Измайловская перспектива».
Только протест общественности и работа «Санкт-Петербургского Митрофаниевского Союза», который объединяет потомков лиц, погребённых на Митрофаниевском кладбище смогли остановить эту офисно-деловую вакханалию.
Зато моря и океаны больше 50 лет бороздило океанографическое исследовательское судно «Василий Головнин», а это для моряка лучшая память.
В 2014 году территория получила статус культурного наследия регионального значения под названием объекта «Митрофаниевское кладбище (православное и лютеранское) с территорией и зданиями»,
Видимо саму территорию кладбища за это время сильно подсократили, теперь на бывших могилах стоят жилые дома, поэтому, когда 13 июня 2017 года, были установлены точные координаты захоронения Головнина, то могила оказалась по адресу: Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 15, лит. А, на этом месте и планируется установка памятника мореплавателю.
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 20 апреля в разные годы