Наверняка все помнят этот анекдот с длиннющей бородой (это плохие анекдоты умирают в детстве, а хорошие живут до глубокой старости)
Леонид Ильич посещает Третьяковскую галерею, идет по залам и останавливается перед картиной Врубеля "Демон". Смотрит на неё внимательно и говорит: "Хорошая картина!"
Кто-то из сопровождающих наклоняется к нему и поясняет: "Это Врубель,... Леонид Ильич!".
Леонид Ильич: "И недорогая!"
Михаил Александрович Врубель (5 [17] марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя - 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве.
Врубель - «воробей»
Врубель родился в семье военного российского дворянина польского происхождения. Фамилия художника образована от польского слова wróbel - «воробей». Интересно, что в семье художника не было людей творческих профессий. Все детство Михаила прошло в переездах семьи вслед за назначениями мест военной службы отца.
Ранняя смерть матери и мачеха
В трехлетнем возрасте пережил смерть матери. Отец женился второй раз. Мачеха заботилась о юном Михаиле, но душевной близости между ними не было.
Подросток Врубель и Микеланджело
Будучи подростком в Саратове (где служил на тот момент отец художника), в город привезли копию фрески Микеланджело «Страшный суд». Копия работы Микеланджело произвела на Михаила такое впечатление, что, по воспоминаниям его сестры, он воспроизвёл её по памяти во всех характерных подробностях.
Врубель - юрист
Врубель закончил с Золотой медалью петербургскую гимназию. О карьере художника Михаил не помышлял. Он поступил в Петербургский университет на юридический факультет.
Врубель - репетитор по латыни
Благодаря превосходному знанию латыни, Врубель почти 5 лет обосновался в семействе сахарозаводчиков Папмелей, став репетитором собственного сокурсника по университету. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять развитие художественных навыков Врубеля, его дендизм. Таким образом Врубель сблизился со студентами Академии художеств, учениками Павла Чистякова. Он вновь стал посещать вечерние классы академической живописи, куда свободно допускались любители.
Поворот к живописи. Философия Канта
Врубель был особо увлечен философией Канта, согласно которой особая миссия гения - работа на границе между природой и свободой - а согласно Канту, данной сферой признавалась только в область искусства. Результатом занятий живописью и общения с семьей Папмелей стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте. Врубель окончил университет и отбыв краткую воинскую повинность, поступил в Академию художеств.
Академия художеств. «Кристаллы» Врубеля
Учителем Врубеля стал все тот же Павел Чистяков, который стал учителем так же для классиков русской живописи: Ильи Репина, Василия Сурикова, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Валентина Серова. «Кристаллообразная» техника Врубеля была полностью усвоена Врубелем у учителя. Михаилу Врубелю не удалось официально окончить Академию живописи, несмотря на сопутствовавший ему успех: работа ученика удостоилась в 1883 году второй серебряной медали Академии.
Киев и первая большая любовь в жизни Врубеля
По рекомендации своего учителя Павла Чистякова историк искусства Адриан Прахов пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Предложение было лестным и сулило хороший заработок. Врубель откроет для себя удивительный мир византийского искусства и влюбится в жену своего работодателя.
Врубель - денди
Когда Михаил Врубель появился в Киеве, ему было 28 лет. Фигурой он был заметной в любом обществе, не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах». А чего стоило пальто с семью пелеринами. Этот «пережиток моды» оставался лишь в форменной одежде, и две пелерины мог носить генерал-губернатор. Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля, Врубель совершенно закрасил нос зеленым, прошелся по городу. Даже явился с носом в гости к Праховым. Он доказывал Эмилии, что это красиво и в будущем будет модно для мужчин - дамы ведь красятся!?
Врубель не дорожил написанными работами. Отношение к финансам
Врубель не дорожил своими работами, он писал на чем попало, порой работы не заканчивал. В уже известной нам семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы! Он мог переписать уже законченную и даже проданную работу, как это случилось с заказом от миллионера Терещенко.
На проданной работе «Христос в Гефсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.
Художник любил богемный образ жизни, однако почти всегда был стеснен в средствах. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за заказ, он распорядился им следующим образом:
«Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей - цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. - Как я счастлив, - сказал он мне. - Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».
Московская жизнь Врубеля. Савва Мамонтов
В гуще художественной жизни Врубель оказывается в свой московский период. Художник приехал в сюда в 1889 году ненадолго - повидать знакомых, а остался на целых 12 лет.
В это время в Москве вокруг мецената и железнодорожного строителя Саввы Мамонтова формируется художественный кружок. Врубель становится одним из членов этого общества и любимцем Саввы Мамонтова.
Людой художник или скульптор России того времени мечтал работать для Мамонтова, а быть принятым у Саввы Мамонтова или стать его другом - была мечта из мечт!
Уже через два месяца после первого знакомства Врубель поселился в доме Мамонтовых, став своим человеком в гостеприимной творческой семье. Благодаря Мамонтову художник начинает получать хорошие заказы, и киевская бедность остается в прошлом.
Литературность и «Демон» Врубеля
В 1891 году художнику предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Он охотно взялся за заказ, ведь ещё в Киеве начал обдумывать образ Демона. Лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика. Одновременно с иллюстрациями Врубель написал первое своё большое полотно на ту же темы «Демона».
Сейчас образы «Демона» - классическая работа. Мы вспоминаем о лермонтовском герое, так как его изобразил Врубель. О работе над «Демоном сидящим» художник писал сестре в письме 22 мая 1890 года:
«…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» - полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Меланхоличный «Демон» тоскует по живому миру. Окружающие его цветы - это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород.
Врубель в Абрамцево
Савва Мамонтов был очень интересным человеком. Помимо купеческой, торговой и промышленной жилки, он обладал незаурядным вкусом и чутьем на таланты. Мамонтов умел создавать творческую обстановку для особенно одаренных людей, был спонсором для их проектов. Многие из художников становились «своими» в его семье. Мамонтов увлекался так же театром. Ему мы обязаны открытием Федора Шаляпина, появлением первоклассных художников в роли оформителей спектаклей.
В своей подмосковной усадьбе Абрамцево Савва Мамонтов привлек и создал артистическое и творческое содружество целой плеяды знаменитых российских художников: Репина, Поленова, Васнецова, Коровина, Серова и, конечно же, Врубеля.
В «абрамцевском», или как его часто называли, «мамонтовском» художественном круге активно занимались живописью, ставили и оформляли домашние спектакли с участием знаменитых русских актеров, и художников привлекали играть на сцене. Здесь создавались архитектурные проекты. Для художников здесь были специально оборудованные кустарные мастерские. Все здесь было наполнено духом творчества и созидания.
Предприниматель Мамонтов отличался тонким художественным чутьём. От творчества Врубеля он был в восторге. Он заказывает художнику множество работ - от картин, панно и декораций к спектаклям до постройки части своего московского дома на Садовом кольце. Сейчас это Университет печати вблизи Сухаревской.
Художник стал скульптором и возглавил лучшую гончарную мастерскую России
Мамонтов приглашает Врубеля вместе путешествовать по Италии. Михаил Александрович сдружился с третьим сыном Мамонтовых - Всеволодом, был дружен и с рано умершим вторым сыном Мамонтова - Андреем, подающим надежды художником.
А в Абрамцеве Михаил Врубель находит себе новое увлечение - майолику, разновидность керамики из обожжённой глины. И до сих пор Абрамцево украшают камины, блюда и вазы, статуэтки и изразцовые печи, сделанные Врубелем. Рисовать эскизы для изразцов становится для Врубеля в эти годы настоящей страстью.
Фактически, в конце XIX века в Абрамцево создавался «неорусский» стиль керамики. Врубель мог с лёгкостью делать универсально все. Скульптура, мозаика, витражи, майолика, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы - везде он был творчески удачлив. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы - птицы-сирины, русалки, морские дива, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы.
Скандал с павильоном Врубеля на Нижегородской выставке
В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5 метров для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации императора Николая II. Врубель задумывает образ царевны Грёзы вдохновляющей художника. Комиссия выставки признала оба панно Врубеля - «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», - чудовищными и отказала в экспонировании на выставке!
В ответ Савва Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, последние слова в итоге пришлось убрать с надписи.
Газеты взорвались критикой. Особенно отличался Максим Горький. В пяти (!) статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.
Николай II и Врубель
Намного позднее, в Академии художеств открылась выставка, на открытии которой присутствовал Николай II. Увидев картину Врубеля «Сирень», государь сказал:
- Как это красиво. Мне нравится!
Великий князь Владимир Александрович горячо возражал:
- Что это такое? Это же декадентство…
- Нет, мне нравится, - говорил государь.
- Кто автор этой картины?
- Врубель, - ответили государю.
Обернувшись к свите и увидев вице-президента Академии художеств, Николай II сказал:
- Ведь это тот, кого казнили в Нижнем?
Получение Врубелем золотой медали Всемирной выставки в Париже
Одним из ярких международных признаний таланта Врубеля - керамиста стало присуждение в 1900 году золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Медаль была вручена за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
Самое знаменитое керамическое панно Москвы. Работа Врубеля на фасаде гостиницы «Метрополь»
За два года до наступления ХХ века на Театральной площади началось строительство лучшей гостиницы Москвы - «Метрополь». Возглавлял проект Савва Мамонтов. Здание предполагалось украсить с фасада майоликовыми панно Михаила Врубеля.
«Принцесса Грёза» была создана Врубелем по мотивам пьесы Эдмона Ростана и уже представлялась публике на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Во время проектирования гостиницы «Метрополь» Савва Иванович решил повторить «Принцессу Грёзу» в керамике. Замысел был осуществлен. На сегодняшний день «Принцесса Грёза» Врубеля считается самым известным керамическим панно Москвы.
Михаил Врубель и Надежда Забела. Семья в гармонии музыки
Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, Надежда Забела дебютировала в качестве оперной певицы в 1893 году. Ее карьера сразу задалась и критики отмечали «хрустальную прозрачность тембра». Ей рукоплескали в главных столицах Российской империи: Киеве, Москве и Петербурге. Римский-Корсаков, услышав пение Забелы, вскоре начал писать музыку специально «под нее»!
Так, в 1896 году Врубель женится на Надежде Забеле. Ему исполнилось 40 лет, невесте 28. Сейчас это звучит необычно, но долгое время в театральных кругах Врубеля называли просто «мужем артистки Забелы». Лишь со временем слава мужа превысила славу жены. Надежда стала главной любовью Михаила Врубеля.
В 1901 году с рождением сына закончилась идиллия в семье Врубелей. В 1903 году внезапно умирает сын Савва. Нестабильной психике Врубеля был нанесен страшный удар. Врубель прожил относительно недолгую жизнь - всего 54 года. В апреле 1910 года, по-видимому, намеренно простудившись и заработав воспаление легких, Михаил Врубель умирает. Надежда Забела пережила мужа всего на 3 года. Она умерла в 1913 в возрасте 45 при несколько туманных обстоятельствах. Некоторые биографы утверждают, что это было самоубийство.
Этот пост был опубликован ранее