Константин Бадигин один из первых Героев Советского Союза. Капитан ледокольного парохода "Георгий Седов" во время его легендарного дрейфа, продлившегося 812 дней.
Константин Сергеевич Бадигин (16 (29) ноября 1910, Пенза - 17 марта 1984, Москва) - капитан дальнего плавания, исследователь Арктики, Герой Советского Союза (1940), писатель.
Константин Бадигин в 1937-1938 годах служил вторым помощником капитана ледокольного парохода "Садко". Вот на нем-то и начались те события, в результате которых Сталин и наградил его звездой Героя.
Ледоколы "Седов", "Садко" и "Малыгин" работали в море Лаптевых, у каждого были свои задачи. Когда они направлялись к родным портам, пролив Вилькицкого между Карским морем и морем Лаптевых оказался плотно забит тяжёлыми льдами, пройти его не удалось. Попытка выбраться к Восточно-Сибирскому морю также не увенчалась успехом. "Седов" плотно застрял среди льдов, "Садко" отправился к нему на выручку, чуть позже к кораблям присоединился "Малыгин". Увы, выбраться на чистую воду им так и не удалось, уголь подходил к концу, и Главное управление Севморпути распорядилось встать на зимовку. Так начался легендарный дрейф.
Три вмерзшие в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город, который сначала дрейфовал на север, потом на восток и затем на запад. Среди участников экспедиции не было никого, кто обладал опытом зимовки. В ноябре экипаж "Георгия Седова" вывел из эксплуатации машину и перешел на отопление буржуйками, искусственное освещение осуществлялось керосинками и свечами.
В марте 1938 года капитаном ледокольного парохода "Георгий Седов", вместо заболевшего Швецова, стал Константин Бадигин.
С начала апреля 1938 года государство стало предпринимать шаги по спасению членов экспедиции и пароходов. К концу месяца три самолета полярной авиации сумели сесть на лед, на заранее подготовленные моряками аэродромы и эвакуировать большую часть людей, так что на трех пароходах из 217 человек осталось 33 (по 11 на каждом судне).
В августе того же года ледокол "Ермак" пробился к дрейфующим судам и вывел из льдов пароходы "Садко" и "Малыгин". На "Георгии Седове" во время зимних ледовых сжатий было повреждено рулевое устройство, и он не мог следовать за "Ермаком". Вывести пароход на буксире через льды не удалось. Было принято решение оставить его в Арктике на новую зимовку, превратив ледокольный пароход в плавающую полярную станцию.
На судне остались 15 добровольцев во главе с капитаном Бадигиным. Перед ними Арктический институт поставил задачу: использовать дрейф парохода для изучения неисследованных областей Северного Ледовитого океана. В начале второй зимовки "Георгий Седов" дрейфовал на запад и в конце августа 1939 года достиг самой северной точки - 86 градусов 39 минут северной широты и 47 градусов 55 минут восточной долготы. После этого пароход понесло на юг в пролив между Шпицбергеном и Гренландией.
Во время дрейфа, учтя опыт своей первой зимовки, экипаж "Георгия Седова" принимал меры, направленные на сохранение судна. Моряки по возможности подкрепили корпус парохода, а также выработали особую тактику для борьбы с напором льдов при помощи взрывчатых веществ. Зимой, когда сжатия льдов представляют наибольшую опасность, на борту "Седова" всегда были наготове заряды взрывчатки, а вокруг парохода - заранее приготовленные лунки. Заряды предназначались для разрушения острых углов ледяных полей, давящих на бока судна, и для образования вокруг него своеобразной подушки из обломков льда, более равномерно распределяющей давление наступающих ледяных валов.
За время дрейфа "Георгий Седов" выдержал 156 сжатий и торошений льдов. Не раз судно было накануне гибели, и команда готовилась к высадке на лед. А однажды льдины накренили пароход на 30 градусов, и вода хлынула в машинное отделение. Героизм и хладнокровие машинной команды спасли судно.
Благодаря экипажу за время дрейфа пароход сохранил судоходность. Кроме того, моряки смогли провести ремонт рулевого устройства и подготовили судно к самостоятельному плаванию. Малочисленный экипаж "Георгия Седова" во время ледового плена максимально использовал все возможности для научных наблюдений.
Кроме того, экипаж "Георгия Седова" развенчал миф о Земле Санникова, который существовал с начала XIX века. "Георгию Седову" удалось дважды пересечь район предполагаемого географического открытия, но участники дрейфа так и не обнаружили новый остров.
Лишь 13 января 1940 года в условиях арктической зимы и полярной ночи к "Георгию Седову", находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, сумел пробиться ледокол "Иосиф Сталин" и вывел его из льдов на чистую воду. Во время 812-дневного дрейфа ледокольный пароход прошел 6100 километров пути. 296 дней он дрейфовал севернее 85-й параллели.
29 января 1940 года судно самостоятельно прибыло в Мурманск.
В Москве членов экипажа встречало правительство. За героизм и мужество все пятнадцать человек - одни из первых - были удостоены звания Герой Советского Союза. Корабль наградили орденом Ленина.
Не смотря на то, что "Георгий Седов" спущен со стапелей Глазго (Шотландия) в 1909 году он до 1966 года использовался как транспортное судно в морях Арктики. В 1967 году пароход вывели из эксплуатации. Он был списан и продан в Данию на металлолом.
Легендарный дрейф "Седова" внес ценнейший вклад в науку о Севере. Несколькими годами позже, когда грянула Великая Отечественная и начались поставки союзников по ленд-лизу в Мурманск и Архангельск, исследования моряков "Георгия Седова", сделанные под руководством капитана Бадигина, легли в основу прокладки курсов караванов с военными грузами.
Во время войны Бадигин, несмотря на "особые заслуги", отправился на действующий флот, был в Архангельске и Молотовске (нынешний Северодвинск) начальником штаба уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере (имеется в виду сопровождение грузов по ленд-лизу), был начальником проводки транспортов - командиром ледокольного отряда Беломорской военной флотилии.
С июля 1942 года Константин Бадигин -- начальник Архангельского штаба морских операций. Одновременно он был назначен капитаном парохода "Сталинград". С июня 1943 года он занимался перевозками военных грузов из США во Владивосток, в 1943-1945 годах был капитаном теплохода "Клара Цеткин" на Тихом океане.
После войны его ждала очень удивительная судьба. Еще тогда, в войну, в своей каюте он начал писать сначала очерки, потом рассказы. Затем взялся и за большие приключенческие романы. До 1969 года Константин Бадигин - капитан дальнего плавания в Калининград, занимался приёмкой судов, построенных за рубежом, руководил Калининградским отрядом по подъёму судов, затопленных во время войны.
А в 1960 году он создал в Калининграде отделение Союза писателей РСФСР, но от поста секретаря отделения из-за природной скромности отказался. Список литературных произведений Константина Бадигина обширен, на его писательском счету более двух десятков книг, полных соленого морского ветра и героических приключений.
Источники
https://nasledie.pravda.ru/1140390-hero/https://ria.ru/20221023/ekspeditsiya-1825701775.html марки из интернета