О раскрытии самых громких преступлений в 2013 году рассказывают оперативники уголовного розыска

Nov 07, 2013 11:59

О раскрытии самых громких преступлений в 2013 году рассказывают оперативники уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области

10 ноября, близко окончание 2013 года. Самое время подвести некоторые итоги работы полиции. В канун Дня сотрудника органов внутренних дел пресс-служба ГУ МВД России начинает серию публикаций о раскрытии преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс.


Асбестовский упырь

Шестиклассница Даша внезапно исчезла из дома в октябре 2011 года. Утром 22-го числа, со слов отчима, как обычно ушла в школу. Однако на занятиях не появилась и домой обратно не вернулась. Девочку искали больше года. Мама Даши не переставала надеяться увидеть дочь живой, а убийца ее девочки все это время жил с нею под одной крышей.

45-летний Сергей Топорков с момента исчезновения Даши очень активно помогал в поисках падчерицы. Причин, которые толкнули 12-летнюю девочку на побег из дома, назвать не мог. Да и не было никаких предпосылок для такого поступка: у девочки не было проблем в школе, училась она хорошо, дружила с одноклассниками. Дома также были созданы все условия для ребенка: семья проживала в двухкомнатной квартире, у девочки был компьютер. У матери Даша была единственным ребенком, росла спокойной и бесконфликтной.

23 октября 2011 года по факту исчезновения 12-летней жительницы Асбеста Даши Бурдиной было возбуждено уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 105 УК РФ - убийство малолетнего.

В попытках выйти на след пропавшей девочки сотрудники уголовного розыска проверили и опросили сотни человек - ранее судимых, которые могли оказаться причастны к преступлению, родственников матери и отчима, знакомых семьи, друзей Даши, в том числе по переписке в Интернете. Тщательным образом была отработана вся информация, представляющая маломальский интерес для оперативников. Одноклассники Даши, например, вспомнили, что девочка часто ходила гулять к затопленным карьерам возле дороги к поселку Малышева. Но ни обследование местности вокруг карьеров, ни проверка дна, к которой привлекли водолазов МЧС, результатов не дали. Не смогли помочь следствию также водители и кондукторы рейсовых автобусов, работавшие на линии в день исчезновения Даши, 22 октября. Лишь один водитель вспомнил, что видел Дашу еще летом - она с подружками ездила в коллективный сад возле поселка Старокирпичный. Полицейские проверили и этот район, но девочки там не оказалось.

Поисками Даши занимался весь личный состав ОВД Асбеста. В город прибыли сыщики уголовного розыска из Екатеринбурга. Ежедневно в район поисков направлялись до 200 сотрудников соседних райотделов полиции. Помощь им оказывали спасатели и военнослужащие, а также волонтеры и даже гадалки и экстрасенсы.

Между тем, личность отчима Даши вызывала все больше подозрений у оперативников. Сергей Топорков не раз проявлял жестокость по отношению к близким. Мать первой жены Топоркова рассказала оперативникам, что он неоднократно избивал свою супругу, от которой у него было двое детей. Дочь матери не жаловалась, зато все в подробностях рассказывали соседи. В 1989 году Топорков получил пятилетний срок за нанесение тяжких телесных повреждений. В 1993 году, когда Топорков еще отбывал наказание, супруга расторгла с ним брак по собственной инициативе. Сама женщина охарактеризовала бывшего мужа как человека жестокого, эгоистичного и равнодушного.

Все время, пока шли поиски Даши, ее отчим не проявлял беспокойства, не мучился угрызениями совести, однако категорически отказывался пройти обследование на полиграфе - детекторе лжи. Это и другие, не менее «говорящие», обстоятельства привели к тому, что подозрения оперативников переросли в уверенность - именно Топорков имеет самое непосредственное отношение к убийству Даши. Проверка на полиграфе, которую в конце концов Топорков согласился пройти, подтвердила его виновность. Теперь перед сыщиками уголовного розыска стояла самая трудная задача - убедить подозреваемого указать место, где он спрятал тело девочки.

«Мы говорили ему - дай нормально похоронить ребенка, по-человечески,- вспоминает сотрудник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Павел Прокопчик - именно благодаря ему и его напарнику Михаилу Кислицыну удалось добиться признания в убийстве.- Он долго упирался, но все-таки привел нас к месту, где закопал тело Даши».

Со времени пропажи Даши до момента, когда было обнаружено ее тело, прошло больше года. Захоронение находилось в полутора километрах от дома, где жила девочка. Найти его Топоркову не составило труда - место, где было спрятано тело Даши, он «пометил» камнем.

10 декабря 2012 года в присутствии понятых останки девочки достали из ямы на берегу карьера. Мерзлую землю пришлось долбить ломом. Опознание проводилось с помощью ДНК и по остаткам одежды.

Изначально Топорков утверждал, что убил девочку случайно - толкнул, а она сильно ударилась. Однако проведенная посмертная экспертиза показала, что Даша была задушена.

По приговору суда за убийство Даши Топорков получил 17 лет. Срок он отбывает в колонии строгого режима.

Пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области

Павел Прокопчик, УУР, приговор, Сергей Топорков, Михаил Кислицын, суд, убийство ребенка, Даша Топоркова, Асбест

Previous post Next post
Up