Создание укреплений на границах Русского государства началось в 9 в.
В хронологическом порядке (возможно, что-то пропустил):
- пограничная линия по рекам Хопёр, Воронеж и Дон - 14 век; - Большая Засечная черта -строительство завершено в 1566 г.; - в конце 30-40-х гг. 17 в. сооружена Белгородская черта; - в 1648-54 была сооружена Симбирская засека; - в 1652-56 - Закамская черта; - Изюмская черта (Изюмская линия); - 1683-1684 - Сызранская черта; - 1685 - Исетская черта; - в 1706-08 создана линия на западной границе по рубежу Псков - Смоленск - Брянск; - в 1716 началось строительство Сибирской линии; - в 1718-23 - Царицынская линия; - в 1731-35 была построена Украинская линия; - в 1731-36 была построена Закамская линия; - с 1735 было положено начало созданию Кавказской линии; - в 1736 было начато строительство Оренбургской линии; - с 1770 по 1772 гг. строится Днепровская линия.
[Spoiler (click to open)]Закамская засечная линия, общей протяженностью более 300 км, была построена при Алексее Михайловиче в середине XVII века (1652-1656 гг.) и представляла собой ряд укрепленных пунктов острожков-пригородов с военными гарнизонами: Белый Яр, Ерыклинск (оба были приписаны к Симбирску), Тиинск и далее за пределами Ульяновского Заволжья - Билярск-Заинск-Мензелинск, соединенных в единую оборонительную систему валом, рвом и засеками. Отдельные участки Закамской засечной черты на территории Ульяновского Заволжья сохранились до настоящего времени у с. Белый Яр, раб. пос. Мулловки, с. Тиинска и с. Боровки.
Как отмечает В. П. Загоровский (1969), деревянные и земляные укрепления Симбирской, Закамской и Белгородской засечных черт, создававшихся примерно в одно и то же время, принципиально не отличались друг от друга.
В 1665 г. в Башкирии «открылись» волнения, и башкиры под предводительством башкирского старшины Сеита напали на Закамскую черту, вторглись даже в Казанский уезд. Нападению подверглись пригороды Белый Яр и Ерыклинск (Красовский, 1902). О причиненном ущербе читаем у А.Н. Зерцалова (1896, с. 145): «...недобор де у них с Ерыклинской таможни ... учинился потому, что изменники башкирцы Ерыклинское конное стадо отогнали и в Ерыклинском конные продажи и мены было от того разоренья мало, пошлин было собрать не с чего». Недобор же таможенных денег оказался в 14 рублев 20 алтын. Целовальников взяли в плен. Напомним, кто такие «целовальники» и в чем заключалась их работа. Целовальник - должностное лицо в Русском государстве XV-XVIII вв. Он избирался из посадских людей для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей. Клялся честно выполнять их (целовал крест), за что и получил такое название. (Бол. энц. сл., 1991, т. 2, с. 613).
Э. Дубман (2004), описывая Новую Закамскую линию, проложенную в Самарском Заволжье в XVIII в., ссылается на технологию земляных работ на строительстве вала и рва, описанную знатоком фортификации XVIII-XIX вв. А. 3. Теляковским. Чтобы сделать насыпь вала и ров более устойчивыми к ветровой и водной эрозии, землю насыпали ровными горизонтальными слоями толщиной от 15 до 30 см с последующей поливкой водой, трамбовкой «бабкою» весом около 1 пуда и обкладкой дерном. Куски дернины 15 см толщины, 30 см ширины и 45 см длины рядами выкладывали по откосу. Каждая дернина прибивалась 3-4 деревянными колышками - спицами и смачивалась водой, причем для большей прочности специально смотрели, чтобы швы верхнего ряда не приходились над швами нижнего ряда. Корни травы дернины должны были прорасти в землю и тем самым укрепить земляную поверхность.
Если принять во внимание укрепление поверхности засечной черты дерном, то можно понять, почему вал и ров засечной черты не разрушились эрозией и сохранились до настоящего времени и сейчас имеют такие крутые и задернованные склоны. Стенки рва настолько крутые, что без посторонней помощи, ров не удается преодолеть и выбраться из него наверх, в особенности в дождливую погоду и по сырой траве.
Пограничные укрепленные линии в России в XVI-XIX вв. Схема
Пограничные укрепленные линии России
Цифры в кружках обозначают:
1 - укрепленная линия Псков-Смоленск-Брянск (1706-1708 гг.); 2 - Большая засечная черта (1551-1556 гг.); 3 - Белгородская черта (1636-1640 гг.); 4 - Симбирская черта (1648-1654 гг.); 5 - Сызранская линия; 6 - Украинская линия (1731-1735 гг.); 7 - Новая Украинская (Днепровская) линия (1770 г.); 8 - Царицынская линия (1718-1823 гг.); 9 - Черноморская (береговая) линия (1837-1839 гг.); 10 - Черноморская (кордонная) линия (1792 г.); 11 - Кубанская линия (1794 г.); 12 - Азовско-Моздокская линия (1777-1780 гг.); 13 - Моздокская линия (1763 г.); 14 - Сунженская линия (1817 г.); 15 - Лезгинская линия (1830 г.); 16 - Лабинская линия (1840 г.); 17 - Урупская линия (1830 г.); 18 - Белореченская линия (1860 г.); 19 - Старая Закамская линия (1652-1656гг.); 20 - Новая Закамская линия (1731-1736 гг.); 21 - Самарская линия (1736-1742 гг.); 22 - Сакмарская дистанция (1739-1742 гг.); 23 - Оренбургская (Нижняя и Верхняя Яицкие) линия (1739); 24 - Ново-Илецкая линия (1810-1822 гг.); 25 - Уйская линия (Верхняя и Нижняя) (1739 г.); 26 - Исетская линия (1683 г.); 27 - Екатеринбургская линия (1739 г.); 28 - Новая линия (1835-1837 гг.); 29 - Тоболо-Ишимская линия; 30 - Старая Ишимская линия (1737 г.); 31 - Иртышская линия (1745-1750 гг.); 32 - Колывано-Кузнецкая линия (1747-1768гг.); 33 - Новая Сибирская линия (1847-1854 гг.); 34 - Кокандская линия (1864 г.); 35 - Сырдарьинская линия (1853-1864 гг.); 36 - Эмбинская линия (1826 г.); 37 - Акмолинск-Кокчетавская линия (1837 г.)
Источник: "Петербург и другие новые российские города XVIII - первой половины XIX веков" из серии "Русское градостроительное искусство" под редакцией Н.Ф. Гуляницкого, Москва, Стройиздат, 1995 г.