Обработка фотографий "для чайников"

Jun 21, 2011 04:12

Для кого этот урок?

Для совсем начинающих. Не фотографов, а отпускников. Фотографам же не будет практически ничего интересного.

Введение

Итак, вернулись с морей и отпусков с флешками полными клёвых фоток, снятых на маленький, но чертовски симпатичный фотик, который здорово сочетается по цвету с вашими глазами вашим нарядом. Фотографий много и их хочется обработать так, чтобы они смотрелись веселее.
Вы знаете что существует такая программа Photoshop и сожалеете, что там ещё нет самой главной кнопки "Сделать картинку красивее" :)
Вы даже выбрали десять (или сто) фоточек, которые хотелось бы выложить в свой дневник или на свою страничку.

Если всё так - эта инструкция для вас ;)

Среди своих фотоархивов я выбрал характерную фотографию, на примере которой и будем разбирать обработку.



Полноразмерная картинка


Лирическое отступление: О формате RAW, зеркальных фотоаппаратах и сменной оптике, учебниках по композиции и цветовых пространствах - ни слова. Это заклинания для фотографов, а тут - отпускники :)
1. Какой выбрать Photoshop?

Большинство компьютеров, которые я видел у своих учеников - это нетбуки или ноутбуки. Обычно это один или два гигабайта оперативной памяти, сотня - другая гигабайт жесткого диска (практически под завязку забитые музыкой, фильмами, сериалами, игрушками). Установлен Windows XP или Vista или семёрка.
На таких компьютерах замечательно работает Adobe Photoshop CS3. Вот о нём и пойдёт дальше речь.
Если у вас ещё не установлен Photoshop - советую поставить именно его. Он быстр, не требователен к компьютеру и достаточно современен, чтобы к нему подошло большинство уроков в Сети. Где его скачать - не скажу, однако по фразе "Adobe Photoshop CS3 скачать" он находится запросто :)
Я настоятельно советую установить английскую версию программы, так как именно по ней написано большинство учебников и видеоуроков. Переводы же от версии к версии отличаются. Тем боле, что нам понадобится не так много инструментов и пунктов меню - запомнить их расположение несложно.

Да, вдогонку - помимо фотошопа есть ещё масса полезных и не очень программ, в которых можно сделать всё нижеперечисленное. Однако среди всех моих знакомых не фотографов о фотошопе слышали все, а о GIMP или Corel PHOTO-PAINT - единицы. Плюс у большинства уже установлен фотошоп просто на всякий случай.

2. Окно программы



Рис. 1

Окно вполне традиционно для программ - наверху меню, слева инструменты, в середине открытый документ как показано на рисунке 1. А так же огромная куча непонятных кнопочек, которые вам пока не пригодятся :)
Чтобы не путаться в дальнейшем, обращаясь к пунктам меню я буду писать что-то типа Меню > File > Open или показывать картинку с полным окном фотошопа с выбранным инструментом или диалогом. Картинок больше, зато всё понятно :)

При первом запуске фотошопа стоит привести рабочий стол к стандартному: Меню > Window > Workspace > Default Workspace



Рис. 2

На рисунке 2 показаны инструменты, которыми мы будем в дальнейшем пользоваться. А пока я расскажу о двух из них.

Zoom Tool - Меняет масштаб открытого документа.
Если его выбрать, то при клике левой кнопкой мыши на открытой картинке она увеличится, а если держать зажатой кнопку [Alt] на клавиатуре - картинка по клику уменьшится.

Двойной клик по инструменту Zoom Tool установит масштаб изображения 100%. Такой масштаб полезен при ретуши картинки - например, если нужно удалить окурок (или пепельницу) со стола :)

Hand Tool - позволяет перемещаться по открытому документу. Если его выбрать, то удерживая зажатой левую кнопку мыши можно перемещаться по документу.
Двойной клик по инструменту установит масштаб таким, чтобы был виден весь документ.

Попробуйте обязательно поиграться этими инструментами! На них держится навигация.

3. Настройка яркости картинки

Картинка выдалась откровенно тёмная - камера видимо решила, что вода в кадре важнее лиц и лица ушли в темноту. Это вполне поправимо :)

Для настройки яркости картинки мы будем пользоваться диалогом Levels, который лежит вот здесь: Меню > Image > Adjustments > Levels...
Он состоит из гистораммы и трёх важных поводков, рисунок 3. Остальные элементы не трогаем, они нам пока не понадобятся.



Рис. 3

Гистограмма показывает распределение ярких и тёмных участков. Если картинка тёмная, то в левой части на гистограмме будет горб (как показано на картинке). а если картинка светлая, то горб будет правее, Нас же интересуют края гистограммы - например справа на гистограмме довольно длинный "провал" - его нам и нужно убрать с помощью "важных поводков" на картинке. Два крайних поводка нужно поставить на края гистограммы, а средним поводком отрегулировать яркость картинки так, чтобы она смотрелась лучше, примерно как это показано на рисунке 4.



Рис. 4

При установке поводков ориентируйтесь по общему впечатлению о картинке - края гистограммы вполне можно отсечь поводками - ничего страшного не случится.

Попробуйте подвигать поводки посильнее - станет понятнее логика работы этого инструмента - он всё что темнее положения темного поводка он делает чёрным, а всё что светлее белого поводка - ярко белым. Средний же поводок подобен яркости на телевизоре :)

После установки "важных поводков" по местам нажимаем OK

Вот мы и сделали первое действие в фотошопе с картинкой. Возможно получилось совсем не то, что хотелось... Как отменить последнее действие? Очень просто и традиционно - нажать на клавиатуре [Ctrl] + [Z]. Чтобы отменить несколько действий, достаточно нажать [Alt] + [Ctrl] + [Z] нужное количество раз.

Теперь можно сделать картинку чуть "объёмнее". По-умному это называется "усиление локального контраста". Сделать это очень просто - вызываем Меню > Filter > Sharpen > Unsharp Mask... и устанавливаем поводки так, как показано на рисунке 5.



Рис. 5

Threshold смещаем влево до упора, Radius вправо до упора и Amount на 10...15 процентов, так чтобы картинка смотрелась лучше. Только не стоит увлекаться - картинка не должна сильно измениться. Просто ощущение, что она стала чуть лучше и всё.

Теперь переходим ко следующему этапу - установке насыщенности и цветов.
4. Настройка насыщенности и цветового тона картинки

Картинка на большинстве мыльниц отличается небольшой насыщенностью - цвета блеклые и некрасивые.
Бороться в небольших пределах с этим вполне получается - для этого воспользуемся диалогом Hue/Saturation который лежит в Меню > Image Adjustments > Hue/Saturation..., как показано на рисунке 6.



Рис. 6

Здесь нам нужен поводок Saturation - его нужно чуть-чуть сдвинуть вправо. Но опять же не стоит увлекаться - цвета могут стать неестественными и смотреться картинка будет глупо.
Также возможно понадобится немного сдвинуть поводок Lightness - картинка после усиления контраста могла стать темнее.

Здесь же картинку можно сделать чёрно-белой. Для этого поводок Saturation нужно сдвинуть влево до упора.

Поводок Hue нам не понадобится. Он управляет цветовым сдвигом. Просто его оставляем как есть.

5. Кадрирование

На картинке довольно много не нужных элементов - кафель на переднем плане, зеленый кораблик справа. Да и линия горизонта проходит криво. Всё это можно исправить кадрированием.

Для этого нам понадобится инструмент Crop Tool, показаный на рисунке 7.



Им нужно выделить ту область, которая останется на картинке. Просто выделите нужный участок и за углы установите его поточнее. Если мышкой схватить угол картинки чуть снаружи, то можно повернуть картинку.

Постарайтесь выделить участок так, чтобы новые границы кадра не вылетали за пределы картинки. А то придётся пририсовывать отсутствующие на фотографии участки, а это долго. После окончательной установки границ кадара нажмите на клавиатуре [Enter]

Вот собственно и всё. Картинка причёсана и приведена в чувство. Такую картинку уже можно выложить в Сеть :)
Не выполнена только ретушь. Например, у ребенка на локте остатки ссадины. Можно оставить как есть - шрамы украшают мужчин.
Мы же попробуем научиться убирать такие огрехи изображения.

6. Ретушь. Убираем царапины.

Первым делом устанавливаем масштаб в 100% - для этого делаем двойной щелчок мышкой по инструменту Zoom Tool (инструменты мы рассмотрели на рисунке 2) и инструментом Hand Tool ставим ссадину примерно на середину экрана.

Теперь выбираем Path Tool - для этого правой кнопкой мыши выбираем нужную группу инструментов и левой кнопкой мыши выбираем в списке Patch Tool, как это показано на рисунке 8.



Рис. 8

Для нормальной работы инструмента Path Tool наверху,под строчкой меню нужно выбрать "Source" - как это показано красным прямоугольником на рисунке 8.

Теперь мышкой, аккуратно, чтобы не зацепить край руки, выделяем ссадину, как это показано на рисунке 9. Для выделения зажимаем левую кнопку мыши и аккуратно обводим контур ссадины.



Рис. 9

Важно! Чтобы добавить к выделенному участку ещё один - новое выделение нужно сделать с зажатой на клавиатуре кнопкой [Shift]. А чтобы исключить из выделения область, нужно её выделить с зажатой кнопкой на клавиатуре [Alt]. Также ещё раз обращаю внимание, что выделенный участок кажи не должен цеплять края руки - иначе получится не то. Если контур всё-таки зацепили, то можно отменить последнее действие, и исключить из выделения резкую границу.

Теперь, когда ссадина выделена, аккуратно перемещаем мышкой выделенный участок кожи на похожий по фактуре участок кожи без ссадины. Ссадины как ни бывало! :)
Точно так же убираются прыщи, морщины, родинки, сигареты на столе, мусор на земле и т.п.

Попробуем убрать фрагмент фиолетового матраса в правом верхнем углу картинки.
Для этого нам понадобится инструмент Clone Stamp (рисунок 10)



Рис. 10

У него параметров существенно больше (рисунок 11)



Рис. 11

Чтобы вызвать параметры кисти, нажмите на выделенный на картинке красным треугольник. Вывалится меню, в котором можно задать Размер кисти (его поставим примерно в 150 px). Жесткость кисти установим в ноль. Чтобы убрать этот диалог - снова нажмите на выделенный треугольник.

Жесткость кисти - это степень размытия краёв кисти. Если установить её в 100%, то клонироваться будет круглый участок с чётко обозначенными краями. Если же установить Жесткость в ноль - скопируется участок с размытыми краями.

Параметр "Прозрачность" - устанавливаем в 100%. Он устанавливает, насколько будет просвечивать предыдущее изображение под скопированным участком.

Теперь, когда инструмент настроен, нужно выбрать участок на картинке ОТКУДА мы будем копировать изображение. Для этого зажимаем на клавиатуре кнопку [Alt] (курсор превратиться в нечто, напоминающее мишень) и кликаем по воде рядом с матрасом. Этим мы выбрали источник для клонирования.

Теперь нужно указать, КУДА будет копироваться изображение. Для этого отпускаем на клавиатуре [Alt] и кликаем по матрасу. На матрасе нарисуется участок воды.
Полностью закрашиваем матрас водой.
Постарайтесь избегать необходимости клонировать большие участки кадра. Они сильно бросаются в глаза и смотрятся глупо. Этим инструментом лучше исправлять огрехи небольшого размера, а большие проблемные участки исключать кадрированием.

Посмотрим, что у нас в итоге получилось (рисунок 12)



Картинка явно стала лучше смотреться, а ребенок больше не покоцан :)

Остался ещё один инструмент ретуши, самый любимый девушками - Liquify :). Он предназначен для коррекции фигуры и подобных искажений картинки.
Этот фильтр можно вызвать в Меню > Filter > Liquify... (рисунок 13).



рис. 13

В нем нам нужны три инструмента:

Сдвиг: Forward Warp Tool. Он позволяет плавно сдвинуть изображение. Например, сузить бёдра или добавить объёма мышц.
Уменьшение: Pucker Tool. Он позволяет уменьшить область, которая попала в радиус кисти. Например, втянуть живот.
Увеличение: Bloat Tool. Он позволяет увеличить область, которая попала в радиус кисти. Например, увеличить глаза.

Так же нам понадобятся три настройки кисти:
Brush Size - Задаёт радис кисти.
Brush Density - Задаёт плавность кисти. При малом значении тянется только центр кисти, а при большом - вся кисть целиком. Удобнее установить в 25.
Brush Pressure - Задаёт насколько чувствительной к перемещению будет кисть. Удобнее всего установить в 30..40.

С работой этого фильтра разобраться совсем не сложно - нужно только попробовать. На словах же объяснить что зачем нужно - довольно непросто. Лучше попробовать самим. :)

И снова, главное - это не увлекаться. Не стоит человека делать вдвое худее, чем он есть на самом деле. Эффект не должен бросаться в глаза.

Вывод

Вот собственно и всё. Краткий урок по обработке картинок для не фотографов окончен. Всем спасибо ;)

полезные советы

Previous post Next post
Up