В продолжение темы
сравнения Zenitar 16/2.8 и Peleng 8/3.5 - новое сравнение: Canon EF 15/2.8 Fisheye vs Zenitar 16/2.8 Fisheye на камере Canon EOS 40D
И снова в роли базового объектива для сравнения выступает Canon EF 17-40/4L как с одной стороны - довольно популярный объектив, а с другой стороны - "плоский" объектив.
Да и фокусные расстояния более-менее близки - 15/16/17 мм :)
Сравнение я провожу на кропе 1.6x т.к. именно этот экземпляр Зенитара не совместим с именно моим экземпляром Canon EOS 5D. Он чуток цепляет зеркало на обратном его ходе и оно отклеивается. Приклейка зеркала на место уже отработана, но это не повод браться за это снова и снова :)
Tактико-Технические Характеристики
MC Zenitar 16/2.8M FisheyeCanon EF 15/2.8 Fisheye Фокусное расстояние, мм16Относительное отверстие- максимальное:1:2,8- минимальное:1:22Угол поля зрения (по диагонали кадра), градус:180Число линз/компонентов:10/7Минимальная дистанция съемки, м:0,3Светофильтры:M26×0,75Размеры (от опорного торца), мм:Ø 63×49Масса, кг:
Цена, руб. 0,31
4'500 руб.Фокусное расстояние, мм15Относительное отверстие- максимальное:1:2,8- минимальное:1:22Угол поля зрения (по диагонали кадра), градус:180Число линз/компонентов:8/7Минимальная дистанция съемки, м:0,2Светофильтры:Желатиновые, за задней лишзой.Размеры (от опорного торца), мм:Ø 73×62.2Масса, кг:
Цена, руб.0,33
29'000 руб.
Внешний вид, эргономика
Zenitar 16/2.8 Fisheye был установлен на большой и тяжелый латунный переходник Jolos с "одуванчиком", Canon EF 15/2.8 Fisheye сидит на родном байонете :)
Сделаны оба добротно, просветление ровное, без разводов и пятен. На обоих передние крышки хитрой формы - желательно не терять. Тем более передняя линза торчит далеко вперёд и бленду на неё не оденешь.
При этом на Zenitar 16/2.8 Fisheye крышка фиксируется пружинными "ушками" - как на обычных крышках, а у Canon EF 15/2.8 Fisheye крышка сидит внатяг по бархатной внутренней поверхности крышки. Опыт Canon G3 подсказывает что бархотка со временем стирается и крышка начинает активно теряться и падать, что впрочем лечится.
![](http://i829.photobucket.com/albums/zz212/gummybeer/ZC/IMG_9426_sm.jpg)
![](http://i829.photobucket.com/albums/zz212/gummybeer/ZC/IMG_9427_sm.jpg)
![](http://i829.photobucket.com/albums/zz212/gummybeer/ZC/IMG_9429_sm.jpg)
![](http://i829.photobucket.com/albums/zz212/gummybeer/ZC/IMG_9430_sm.jpg)
![](http://i829.photobucket.com/albums/zz212/gummybeer/ZC/IMG_9432_sm.jpg)
![](http://i829.photobucket.com/albums/zz212/gummybeer/ZC/IMG_9440_sm.jpg)
Кольцо фокусировки у обоих объективов имеет примерно равный угол поворота от упора до упора и оба вполне пригодны к ручной фокусировке.
Обращаю внимание, что на Zenitar 16/2.8 Fisheye можно устанавливать фильтры но очень редкой и хитрой размерности, а на Canon EF 15/2.8 Fisheye - можно устанавливать желатиновые фильтры за задней линзой. Однако что одно, что другое - в цифре малоприменимо и практически бесполезно.
Тестовые снимки
Все тестовые снимки сделаны на полностью открытой диафрагме и на прикрытой до F8. Фокусировка всегда по центральной точке, без перекадрирования. Камера на штативе, шевеленка исключена автоспуском. Ракурс от кадра к кадру и при смене объективов не менялся. Замер экспозиции - автоматический в режиме Av (кроме последнего кадра с яркими контровыми источниками света).
Дневные снимки, два похожих сюжета:
![](http://img66.imageshack.us/img66/6580/img9374.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F4.0
![](http://img215.imageshack.us/img215/3477/img9375t.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F8.0
![](http://img376.imageshack.us/img376/4658/img9377.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img66.imageshack.us/img66/8366/img9376.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F8.0
![](http://img376.imageshack.us/img376/3089/img9378.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img376.imageshack.us/img376/4729/img9379.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F8.0
![](http://img376.imageshack.us/img376/5929/img9382.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img67.imageshack.us/img67/1983/img9380.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F8.0
![](http://img67.imageshack.us/img67/9735/img9385.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img67.imageshack.us/img67/4505/img9386.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F8.0
![](http://img66.imageshack.us/img66/894/img9388.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F4.0
![](http://img54.imageshack.us/img54/5433/img9387.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F8.0
Явно видно, что на F8 объективы одинаково прекрасно справляются с сюжетом. Потери резкости не происходит, контраст и хроматические аберрации - всё в норме.
Однако на полностью открытой диафрагме Zenitar 16/2.8 Fisheye немножко сдаёт позиции и резкость (а за ней и контраст) заметно падают. Canon 15/2.8 Fisheye одинаково прекрасно работает на всех значениях диафрагмы.
Ночные снимки:
![](http://img376.imageshack.us/img376/56/img9390.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F4.0
![](http://img376.imageshack.us/img376/996/img9391.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F8.0
![](http://img67.imageshack.us/img67/6636/img9392.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img67.imageshack.us/img67/323/img9394.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F8.0
![](http://img169.imageshack.us/img169/6563/img9397y.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img53.imageshack.us/img53/9117/img9396.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F8.0
С сюжетом с малым количеством контрового света (кинотеатр) все три объектива справились полностью. Детализация, картинка, проработка теней и светов - всё на высоте. Хроматика жить не мешает. В целом всё пристойно и правильно.
![](http://img54.imageshack.us/img54/4019/img9405.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F4.0
![](http://img169.imageshack.us/img169/9119/img9406.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F8.0
![](http://img139.imageshack.us/img139/1425/img9408.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img502.imageshack.us/img502/4954/img9410.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F8.0
![](http://img502.imageshack.us/img502/7541/img9411o.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F2.8
![](http://img169.imageshack.us/img169/1553/img9413x.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F8.0
А вот на сюжете с контровыми источниками света - Zenitar 16/2.8 Fisheye сильно сдал.... Блики, лучи вокруг источников света, мусор в кадре. Ощущение что линзы грязные, но это не так. Всё оттёрто до полной чистоты буквально перед самой установкой объектива на камеру.
![](http://img70.imageshack.us/img70/3646/img9414.th.jpg)
Canon EF 15/2.8 Fisheye
F22.0
![](http://img92.imageshack.us/img92/4612/img9415.th.jpg)
Canon EF 17-40/4L
F22.0
![](http://img92.imageshack.us/img92/392/img9416.th.jpg)
Zenitar EF 16/2.8 Fisheye
F22.0
Диафрагмирование до F22 позволяет пересчитать лепестки диафрагмы ;)
А также показывает, что Зенитару диафрагмирование не помогает. Мусор и блики в кадре остаются всё равно.
Ночной тест позволяет убедиться, что Canon 17-40/4L USM к ночной съёмке приспособлен значительно лучше любого из фишаев. Всё-таки круговая электромагнитная диафрагма и L-серия - это вам не из пушки по воробьям а вполне реально работающие технологии. Блики у него умеренны, картинка ясная и чистая, детали вокруг источников света не теряются.
Выводы
Оба объектива - практически одинаковы по углу поля зрения, однако значительно отличаются по качеству картинки.
Если Zenitar 16/2.8 Fisheye становится резким начиная с диафрагмы F4 и раскрывается с F5.6, то Canon EF 15/2.8 Fisheye рабочий с самой открытой F2.8.
Да и устойчивость к бликам и контровому свету у Zenitar 16/2.8 Fisheye оставляет желать много лучшего на фоне обоих объективов Canon.
Опять же отсутствие автофокуса у Zenitar 16/2.8 Fisheye также говори не в его пользу.
Но с другой стороны - они в шесть раз отличаются по цене!
И это значительно меняет расклад.
Я бы посоветовал Zenitar 16/2.8 Fisheye приобретать тем, кто еще не определился, нужен лично ему фишай, или лучше "плоский" объектив углом пошире.
А купив Zenitar 16/2.8 Fisheye уже думать, хватает его картинки, или требуется вложить еще шесть его стоимостей и купить Canon EF 15/2.8 Fisheye :)
А вот для съёмки-сборки ночных панорам я бы однозначно посоветовал взять пусть самую недорогую, но L-ку.
На этом поле Canon 17-40/4L порвал фишаи как тузик грелку.
И вообще - на фоне родных объективов Zenitar 16/2.8 Fisheye совершенно не предназначен для работы с контровым светом... Тут он проигрывает безоговорочно.
Единственное поле, где Zenitar 16/2.8 Fisheye лидирует без вопросов - это макросъёмка. Если его выкрутить из переходника на пару витков,
то его минимальная дистанция фокусировки начинается практически от передней линзы. Чем я не преминул воспользоваться и наснимал с его помощью практически всю серию про цветы "дни до лета".
Также, если под светофильтр Зенитара подложить несколько слоёв проявленной но не проэкспонированной слайдовой плёнки, то можно получить замечательный ИК-светофильтр и поснимать ИК-сюжеты без доработки камеры :)
Фотографии, снятые на Zenitar 16/2.8 Fisheye (именно на этот экземпляр, с которым был проведен тест) можно посмотреть вот
здесь.
Что ещё почитать: