Этот вечерний пост навеян двумя обстоятельствами: несколько дней назад я прочитала "Постороннего" Камю и только что я посмотрела божественный фильм - "Процесс" Орсона Уэллса (тем самым не только получив огромное эстетическое удовольствие, но и освежив в памяти немудрёный кафкосюжет).
В связи с чем, у меня назрел вопрос: почему так часто сравнивают и даже сближают Кафку и Камю? Ну да, экзистенциалисты, но если авторская установка у них одна (предопределённость, предначертанность, неизбежность, обречённость всего сущего), то выводы - совершенно противоположны. Если Камю оправдывает своего героя Мерсо, даже зная, что он виновен, и оправдывает именно по той причине, что какие-то высшие силы давно решили его судьбу за него, то Кафка на примере процесса, которому подвергается Йозеф К, доказывает идею изначальной виновности каждого человека. Забавно, что именно поэтому Кафка кажется мне гораздо более "продвинутым" автором, чем Камю, будучи старше его на 30 лет.
Предчувствую, что причина этих моих раздумий в том, что я неправильно понимаю суть экзистенциализма.
Теперь по поводу фильма "Процесс". Мало того, что моя любимая "Бразилия" начисто списана с этой экранизации 1962 года (и не она одна, и не она одна), так ещё и Энтони Перкинс, играющий главную роль, до неприличия похож на самого Кафку. На фотографиях это плохо прослеживается (скорее в динамике, да и сходство имплицитное), но и типаж тот же, и стиль одежды (это, правда, спишем на изображаемую эпоху), и манера поведения.
Энтони Перкинс - прекрасный актёр. А Орсон Уэллс наконец-то доказал мне, что умеет снимать, и, чёрт возьми, недурно.
У меня уже второй пост с красивыми чёрно-белыми мужчинами неопределённой ориентации, вряд ли теперь хоть кто-то обвинит меня в неполиткорректности. Хотя, вероятно, я и в ней виновна изначально.