Товарищи! Мы, Лига Неприсоединившихся Миров Высасывающий Пальцы Альянс Союз Высасывающих из Пальца, в связи с выходом нового фильма режиссёра Терри Гиллиама "Имаджинариум доктора Парнассуса" официально заявляем!
Мы сочувствуем людям, которые:
- в связи с отсутствием у них склонности к нездоровой фантазии отрицают возможность создания чего-либо посредством одного творческого воображения; обвиняют вышеозначенного Т.Г. в принятии определённого рода субстанций;
- (особенно существенный пункт Манифеста) осознали, что они смотрят фильм, над которым придётся почему-то многа думать, что неприемлемо в условиях современной цивилизации;
- не были удовлетворены увиденным, так как:
а) процент сцен, где задействованы актеры, попадающие под категорию "мои любимые красавчики" (именно так преимущественно характеризуют тех исполнителей, которым досталась роль "лиц" Тони) оказался крайне низок низким;
б) спецэффекты обманули их ожидания;
в) они ни хуя не поняли.
Наиболее часто встречающиеся оценки (по данным НЁХ РФ):
- "ой, я сходила на фильм с моими любимыми красавчиками. Все такие лапочки, особенно Джонни Депп! Жаль, что их мало! Я, правда, забыла имя режиссёра и нигде не могу его найти!"
- "бля, как можно вообще смотреть эту скучную тупость? Что режиссёр курил и какого хрена ничерта не понятно? Он сам вообще понял, чо снял-то?"
- "какой милый красивый Голливудский фильм, правда, мне кажетЬся, смерть Хита многое подпортила, потому что он оказался незаконченным! Фильм довольно попсовый и с не очень хорошими спецэффектами (не то что "Тёмный Рыцарь"), но это фильм Хита, а остальное - не важно!!"
- "такие фильмы выходят пачками каждый год, это то же самое, что обсуждать романы Д.Донцовой: обсудил один=обсудил все, в т.ч. ещё не вышедшие". И вообще, те, кто не смотрят Тарковского и Джармуша - быдло, знаем-знаем.
Теперь - о высоком, великом и потенциально вечном в масштабах нашей с вами жизни. Я посмотрела Парнаса. Я ждала его три года, да-да. Я посмотрела его два раза, и теперь могу с уверенностью сказать, что начинаю пытаться стараться угадать, что там и как. В первый раз я смотрела его на Ночи Гиллиама в кинотеатре Художественный. Перед премьерой показали "Бандитов времени" - и настроения первого настоящего гиллиамовского фильма и последнего его фильма (на данный момент, на данный момент...) совпали абсолютно идеально (уверена, что это НЕ организаторы такие умные оказались). Второй раз я уже следила за мелкими деталями, отодвинув на второй план "общее впечатление".
Меня искренне удручают и ранят люди, которые пренебрежительно относятся к пространным рассуждениям, обсуждениям, предположениям и так далее. Не думаю, что случится что-то страшное, если кто-то внезапно отыщет в, условно говоря, "тексте" (тексте в любом виде) аллюзии - и прочую дребедень, - которые автор не собирался туда влагать.
Это я всё об Имаджинариуме, ага. Извините, право и лево слово, что сумбурно. Кажется, о нём только так и можно - сумбурно.
Я не буду следовать примеру вышеперечисленных законопослушных граждан, чьи позиции были довольно чётко изложены в Манифесте. Я не буду также ничего хвалить и ругать, думаю, чистых эмоций вокруг фильма и так достаточно, и они меня, если честно, достали. Я могу сказать, что это шедевр, что это превзошло все мои ожидания, что это великая картина великого режиссёра нашего времени, что она на порядок выше того, что вышло в последние годы (и ещё может выйти). Но я всего этого говорить не буду (как вы заметили).
Потому что есть же вещи гораздо более интересные и не отрицающие эмоциональной компоненты! Это - расшифровка.
Фильм мне нравится (ну да, обойдёмся без субъективизма - это я хватила) тем, что, с одной стороны пронизан, как красной нитью, всевозможными символами, но - с другой - совершенно в этом смысле не навязчив. И значит - рассчитан на любую (!) аудиторию, в том числе детскую. Принцип прост: тебе не интересна детализация и скрытая символика - и ты её не замечаешь! Она не бросается в глаза, не давит, не позиционируется как фишка, демонстрирующая ОБВМ и высоченный интеллект аффтаров (что стало болезнью как современного "арт-хауса", так и рядящейся под "непростую" голливудчины). Скорее, наоборот (и эта позиция донельзя греет мою душонку): кое-кто (подсказка - Т.Г.) иногда любит "закосить под дурачка", казаться проще и незамороченнее, чем он есть. Хотя бы чтобы люди не стукались лбом об незримый барьер (как в "Бандитах"), отделяющий его от среднестатистического зрителя (не читай тупого).
Видимо, поэтому многие обвиняют фильм в попсовости и примитивности - под-(и над-)тексты чересчур глубоко зарыты.
Я не нашла в интернете (пока) ни одной приличной рецензии-ключа (а сколько их нахреначили после выхода "Малхолланд-драйв"!). Поэтому вынуждена дать ссылку на
пост некоего юзера Романа Шебалина (
roman_shebalin). Тем более что половина идей там мои. Особое внимание уделите комментам же!
Внимание, далее следует текст для тех, кто в теме. Тем, кто всё ещё осмелился не посмотреть этот фильм, мы настоятельно советуем не читать оставшийся текст. Это крайне опасно.
Итак. Если с Таро всё более-менее ясненько, то я бы хотела отдельное внимание уделить символике имён (она не менее важна) и религиозным отсылкам. Вот несколько эксклюзивных наблюдений, которые кое-кто ещё не успел у меня списать (поторопитесь, он уже скоро это сделает):
I. "Имаджинариум" - первый фильм, где столько религиозной и мистической символики. Это довольно неожиданно, ведь что теперь она присутствует на всех уровнях. Однако, вспомним прошлое Гиллиама, его религиозную семью, его желание быть миссионером и проч. Уж кто-кто, а он - в теме.
II. Это - моя очаровательная теория, она только моя, это я её придумала, я!(ц). Она настолько безумна, что ещё ни одна организация не решила взять на себя ответственность за.
Я выдвигаю предположение (довольно хлипкое и фанское, но всё же), что Вэл и Тони - это своеобразные антагонистические брат и сестра (единство и борьба противоположностей). Следовательно, мы сталкиваемся с инцестом как "приёмом" (приплюсуем это к смерти как худ.приёму).
Объясняю. Вспомним историю любви Парнаса. Он счастливо живёт со своей возлюбленной, ему кажется, что он уже улизнул от выполнения уговора - они старики, а детишек так и не прижили. И тут - чудо или проклятье? - рождается Сливка. Что-то мне это напоминает! А вам?
Парнас - новейшезветный Авраам, а его жена - Сарра, рожающая Валентину в 60 лет. Так не логично ли предположить, что женщине кто-то "помог" забеременеть? Наверное, это Том Уэйтс, самый обаятельный и привлекательный (ну согласитесь же, все тони рядом с ним меркнут). Я предполагаю, что помимо Вэл (которая в данной ситуации становится жертвой - Исааком) наша евреечка Саррочка рожает ещё и Тони - от дьявола. Условно рожает, точнее. Поэтому Тони и Вэл так противоестественно тянет друг к другу. Разумеется, основной двигатель моих мыслей - интуиция и додумывание. Но уж очень мне нравится эта теория.
III. Картонные театрики в конце - самопародия (вырезание картинок как начало карьеры Т.Г.) + "адский атрибут" в контексте "новых технологий" (именно то, чего добивался Тони с его монохромностью и голыми телесами) + аллюзия на вертеп (в "Бандитах" и не только).
IV. Как мы знаем, Тони - круче дьвола (Beat the Devil!). Он не от дьявола и не от Бога (правда, последнее - сомнительно). Какая-то третья сила? Вечнный Жид? Антихрист? Ага, перевёрнутый Христос (арканы)! Шепперд = пастор! Крысолов! Золотая дудочка - дети-сироты! А может, просто-напросто - человек, делец нового времени? (явственно проступающая "донкихотская" тема, между прочим). Ну что, кто-то что-то понял в этом потоке слов? Падхади, налэтай, выбырай на свой вкус!
V. Чей ребёнок у Сливки? Вот в чём вопрос! Думаю, что для разнообразия - Тонин. К тому же, с фотографии из журнала "Идеальный дом", которую Вэл бережно хранила, на нас, если присмотреться, глядит не кто иной, как Тони-Фаррелл.
Впрочем, это не суть важно, потому что далее - см. символику имён.
VI. И всё-таки - те, кто умирают в Воображариуме - умирают ли в реальном мире?? По фильму это не понятно, так как получается, что кто-то - да (скажем, пьяный парень в начале фильма), а кто-то - нет. Антон падает со скалы, но потом мы видим его в конце, в ресторане (?) с Вэл. Очевидно - и Тони вряд ли умер, он опять всех обдурил.
VII. Имена:
Вэл даёт спасённому незнакомцу имя Джордж (Георгий). Впоследствии его аж два раза называют Сент-Джордж (он сам так представляется, зазывая людей, и Парнас потом так обращается к нему). Как мы знаем, Святой Георгий - лыцарь, победивший змия и спасший предназначенную для чудовища жертву - прекрасную девственницу- от гибели. Змеем, между прочим, Парнас в разговоре с карликом называет Антона (когда узнаёт, что Антон влюблён в его дочь). Но карлик отвечает, что есть змей похлеще - сам Тони. К тому же, в змея превращается мистер Ник в эпизоде с Джонни Деппом.
Между тем, наш карлик не менее интересен как образ. Мне так и не удалось целиком запомнить его имя, но тот факт, что его зовут Перси (Персиваль, ага), на мой вкус, довольно забавен. Для любителей извращённых пересечений - в "Короле-рыбаке" безумного нищего зовут Перри - вариант того же имени. Возвращаясь к карлику, обратим внимание, что одно из его имён - Антуан Третий.
Как мы понимаем, Тони, Антон и Антуан - одно и то же имя (по-английски - ещё явственнее, Tony-Antony), значит, цифра три тут очень к месту. Опять-таки, вспомним об уже оскомину набившей религии. Святой Антоний - мученик, подвергавшийся всякого рода искушениям в пустыне.
Вот вам и тройственность своеобразная.
VII. Таки так и не понятно, "приз", который в конце получила Вэл, - гнусное стебалово над мещанской моралью, как в "Бандитах" и отчасти в "Бразилии"? Али нет?
Ну и ЗаКлЮчЕнИе.
Т.Г. бы, наверное, на всё это дело ужаснулся, но он сам виноват, однако. Фильм наиболее автобиографичный, рефлективный, что ли, во всей его карьере, и разительно похож на последний. Надеюсь, что это, конечно же, не так. Тем не менее, похожего я ожидала ещё два года назад (даже дурацкую рецензию про это написала, когда "Страна приливов" вышла). В самом деле, фильм не менее "некрофилический", чем "Страна", но эта некрофилия - скрытая. Я сейчас не буду говорить о том, хорошо это или плохо, стоит ли обвинять режиссёра в спекуляции смертью и проч. Главное, что Фильм - получился. И, чёрт возьми, браво.
Отдельное спасибо моей маме за идейную помощь и информационную поддержку! Мамочка, без тебя я бы не получила эту статуэтку!