Mar 30, 2005 01:59
Не в защиту Ницше, но в защиту себя скажу, что никакой склонности ко всякого рода религиям во мне нет. Ницшеанство для меня ни в коей мере не "религиозное" учение, а набор красиво оформленных и систематизированных, частично близких мне, идей. Добровольно прочитанные раньше книги и, опять же, добровольно выслушанные люди задолго до начала моего ознакомления с неоклассической философией повлияли на меня, условно говоря, так же, как когда-то Ницше повлиял на них. Я не думаю, что человек, взявший сейчас в руки ту же "Так говорил Заратустра" может сразу стать ярым ницшеанцем. Время сейчас не то: все эти некогда радикальные утверждения прошлого рубежа веков, например о "смерти Бога", на данный момент осмыслены и переосмыслены вдоль и поперек и давно уже вошли в обиход. Так что ничего удивительного в том, что когда я в первый раз читал эту книгу, я с восторгом воспринимал те мыслишки и фразы, которые, мне казалось, я "уже где-то слышал до".
Как бы громко это ни звучало, но слышал я их, оказывается, в своей голове.
Кстати, мне трудно представить, как философское течение (вообще любое) можно обозвать "религией". При том, что религиозность находится в вопиющем противоречии с содержанием трудов Ницше, имея в виду то, что все религии без исключения скрытно проповедуют смерть, а он - жизнь.
Представьте, например, что бодрствование - это сознательная жизнь, а сон - это смерть. Как кое-кто из нас изнуряет себя психически и физически днем, только ради того, чтобы вечером не о чем не думать, а ночью погрузиться в спокойные и невинные сноведения; так же апологеты всяческих религий истязают свое ненавистное тело, полагая, что их духу после смерти предоставится возможность со спокойствием пребывать в некоем идеальном загробном мире. А если никакого духа нет, а тело в то же самое время и есть человеческий "дух"? В одной из глав книги Заратустра говорит приблизительно о том, что если тебе все-таки есть, о чем подумать или даже пожалеть ночью, то пожалуйста. А бодрствование дано совсем не для того, чтобы жертвовать собой.
Так, Ницше проповедует жизнь, в отличие от религий, приводящих человека к жажде незамедлительной кончины. С моей точки зрения, обозвать ницшеанство религией - то же самое, что обозвать религией атеизм. Из подобных предположений следует, что вся деятельность человека религиозна, а с этим я никак не могу согласиться."