Начало здесь:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Предпосылки к переселению
Крестьяне получили земли после отмены крепостного права. Но получили они их не в собственность, а в аренду или лизинг. Т.е. каждый год они должны были платить либо хозяину земли, помещику, либо банку за полученную ссуду.
Чтобы пресечь спекуляцию землей, их оценку произвело правительство. Сделали они это как всегда - приблизительно. Ничего не изменилось за 150 лет, и сейчас кадастровая стоимость земли вызывает споры.
Цена земли на севере Черниговской области оказалась значительно выше ее оценочной стоимости, нужно было отдавать за нее большую часть урожая. Крестьяне были буквально задавлены выкупными платежами за землю и другими поборами, т.к. они еще платили подушные подати , земские и мирские сборы на содержание местной администрации , выполняли натуральные повинности (поставка подвод, ремонт дорог при том, что средние размеры наделов здесь являлись самыми маленькими во всей губернии. Уже к 1870 году местное население стремительно обнищало, а тут еще и неурожаи случились три года подряд. Дело шло к тому, что сегодня называют гуманитарной катастрофой.
В 1872 году Черниговское земское собрание ходатайствовало к правительству об облегчении переселения жителей этих уездов в более благоприятные местности. Ходатайства были повторены затем в 1873, 1875 и 1880 годах. Тогдашний император Александр II был измотан Крымской войной. И тогда на Россию наложили всякие санкции, практически изолировав нашу страну (и по иронии истории тоже за Крым). Недовольство царем росло, его убили террористы. Нет, не исламские, своих в стране хватало.
В это же время у России начались проблемы и на восточных рубежах империи. В 1879 и 1880 годах китайское правительство придвинуло свои войска к границе Южно-Уссурийского края и приступило к ускоренному заселению до тех пор в основном пустующих приграничных с ним территорий Манчжурии. Именно эти события и побудили генерал-губернатора Восточной Сибири немедленно взяться за проект организации обороны русских Дальневосточных рубежей, важнейшей составной частью которого было заселение края крестьянами из западных регионов России.
В марте 1881 года, после убийства Александра II, на престол заступил новый русский царь Александр III, Каждый новый глава государства на Руси традиционно начинает грандиозные стройки или реформы. А тут сошлось: западные подданные просят земли, а восточные - крестьян. В 1882 году была принята государственная программа, рассчитанная на 25 лет, о переселении крестьян и в июле того же года вышел закон «О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край» согласно которому разрешалось совершенно бесплатно перевозить пароходами Доброфлота на Дальний Восток за счёт государства до 250 семей переселенцев ежегодно.
Сами суда Доброфлота были приобретены в Германии на частные пожертвования и первоначально создавались для морской торговли. Названия судов были патриотичными: «Россия», «Москва», «Санкт-Петербург», «Нижний Новгород» - эти города собрали больше всего средств на закупку судов. В это же время была разработана программа переселения крестьян в Южно-Уссурийский край.
В первую очередь решили переселять Черниговщину, как ближайшую к Черноморским портам. Уже 15 августа 1882 года из Одессы во Владивосток вышел пароход «Нижний Новгород», имея на борту десять ходоков и только что назначенного руководителем Южно-Уссурийского переселенческого управления Ф.Ф. Буссе. Они и занялись разведкой мест, пригодных к поселению, построили бараки для временного размещения переселенцев, организовали их быт в перевалочных пунктах..
После предварительной подготовки пошли из Одессы пароходы с крестьянами. На одном пароходе перевозили до 1500 человек. Семьи у крестьян были большими. К концу 19 века в Приморье переселились около 55 тысяч крестьян. Назад вернулись, не прижившись, около 1500 человек, так что программа была эффективной.
ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ
Братья Мажуга до последнего надеялись выжить на Черниговщине. Но они взрослели, мужали, женились и рожали детей, а надежды на лучшую жизнь все отодвигались и отодвигались. Уже и их дети стали обзаводиться семьями, а жили в тесноте. От родственников с Зеленого Угла приходили письма, в них говорилось о том, что земли и вправду дают много. В 1904 году вышел новый Указ царя - при выходе из общины можно продавать свои наделы, кроме того, всем переселенцам списывали все недоимки. А это означало, что все сделанные платежи за можно вернуть.
Возникла и новая трудность - была построена Транссибирская магистраль, и доставка переселенцев началось по ней. Но эта дорога уже не была бесплатной. Льготы были, но все равно, когда семьи большие, суммы получались приличными.
Но в 1905 году закончилась русско-японская война и войска, которые ранее перебрасывались на восток, нужно было возвращать в западную часть России. Перебрасывать их решили пароходами. А чтобы не гнать их пустыми на восток, решили набрать переселенцев. В 1906, под самый занавес действия государственной программы, решили ехать.
Согласно государственной программе переселенцам прощались все недоимки по прежнему месту жительства, и они освобождались от налогов и податей на новом месте на 5 лет. Кроме того, они получали земли до 15 десятин на члена семьи, но не более 100 десятин (109 га) на семью. Мужчины - переселенцы освобождались от рекрутских наборов на 10 лет.
Продали дом, распродали утварь, вернули свои взносы, внесенные за землю и отправились в Одессу. В Одессе всем переселенцам делали документы. Что-то типа нынешних паспортов. Перед погрузкой на судно все проходили медосмотр. Это было чудным для младшего поколения. Женщины впервые попали к гинекологу. К их ужасу им был одесский мужчина еврейской наружности. Это потрясение они потом долго рассказывали своим детям, а те и внукам, ведь в их деревне для женщин были бабки- повитухи, мужчины к женским проблемам не допускались. Взрослые мужчины ходили на курсы матросов, их обучали простейшим работам на судне. Поварих тоже отбирали из числа переселенцев.
До посадки на судно все переселенцы должны били жить и питаться за свой счет. Хорошо, что у моих родственников были деньги за проданный дом и скарб. Они выглядели чистыми и ухоженными, таких команда заселила повыше. А были крестьяне, которые в ожидании отправки в далекие края ночевали на улице, просили милостыню, их заселили в трюм.
ДОРОГА НА ВОСТОК
Весной 1906 мои родственники погрузились на пароход и отправились в неизвестность. Судно было в пути 42 дня. Такой путь получался дорогим и экзотическим: из Одессы морем, через проливы Босфор и Дарданеллы мимо Крита и Кипра к Суэцкому каналу. Далее пароходы шли по Красному морю в Индийский океан. Мимо Индии и острова Цейлон они направлялись к Сингапуру, а оттуда, вдоль берегов Вьетнама, Китая, Кореи и Японии, шли к русскому Приморью во Владивосток. Стоимость перевозки одной семьи составляла царских 1350 рублей.
Корабль Доброфлота, приспособленный для перевозки переселенцев
Многие пассажиры страдали морской болезнью, так что на судне было не очень чисто, хотя влажную уборку проводили по нескольку раз в день. Люди страдали от жары, поэтому в трюме практически все были полураздетыми. В южных портах набирали пресную воду и кое-какие продукты. Команда предупреждала, что в южных портах воруют маленьких детей, поэтому их не пускали на берег подышать воздухом, а прятали в нижнем трюме. В пути умирало до 20 человек. В группе переселенцев, с которыми двигались мои родственники, умерли 12 человек. Один старик, а остальные - дети. Трупы сбрасывали в море, для крестьян это было большим потрясением. Мой дедушка Филипп был уже 16-летним подростком, поэтому хорошо помнил этот трудное и экзотическое путешествие. Мои родственники не потеряли в пути никого.