Попался мне вчера этот блог. Педагог школы пишет о современной школе. Привожу полный текст.
**********************************
Понятно, что кто платит за что-то, тот и определяет правила игры. Наше образование практически полностью финансируется государством. Среднее уж точно. Значит ли это, что государство выделяет деньги, а потом забывает про них - лишь бы как-то шло само собой? думаю, что нет. Давайте посмотрим, как менялись задачи, которые ставились перед школьным образованием последние лет сто... И как они решались
📜В двадцатых годах надо было решать проблему безграмотности. Помним такое слово как ликбез (ликвидация безграмотности у населения)? Оно стало нарицательным, стало обозначать обучение неподготовленных слушателей базовым понятиям, азам чего-либо. За двадцать лет через ликпункты (школы грамотности) прошло более 40 млн человек. Безграмотность была побеждена.
🧮 Следующий этап - стране были нужны квалифицированные рабочие, а потом и новые молодые инженеры и ученые. Это школа 50-80-х годов. Упор делался на точные науки, нужно было много квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. А лучше шли в инженеры и ученые. Уровень был высочайший, эти школьники потом строили ракеты и конструировали атомные электростанции, новейшие виды оружия и атомные и водородные бомбы. Школа прекрасно справилась с этой задачей, и с советской школы брали пример во всем мире. Не забываем - это также четкое выполнение поставленных Государством задач.
😦 Потом было безвременье 90-х. Время экспериментов, время нищенства учителей, позора страны и экспорта чудом проявившихся мозгов за границу... Разгул демократии и в школах нашел свой отклик - каждый делал что хотел. Но больше это, правда, напоминало анархию.
А что сейчас требуется от школы, что хочет от неё Государство? Читать и так все умеют. Массовый выпуск квалифицированных рабочих не нужен. И не потому, что у нас не осталось производства. Прежде всего труд стал совершенно другим. Я сам в недалеком прошлом участвовал в процессе, работая тогда еще в бизнесе, будучи финансовым директором одного среднего производственного предприятия, в его принципиальной реорганизации. При мне из огромного цеха было вывезено в металлолом несколько десятков здоровенных старых токарных, фрезерных, сверлильных и еще каких-то станков, а вместо них за почти сто миллионов куплено два обрабатывающих центра. Десятки рабочих были уволены, оставшиеся несколько человек занимались тем, что подтаскивали к обрабатывающему центру заготовки, и оттаскивали готовые детали. Из какого-то разумного труда осталась сборка из этих деталей готовых изделий, а самые творческие рабочие трудились в тарном цеху, это были плотники, которые сколачивали ящики сложной формы для перевозки готовых изделий покупателям. И всем этим процессом, жизнью этих двух обрабатывающих центров руководил специалист, которые мог и в кабинете сидеть, и дома, и в Таиланде на пляже..
Конструкторы, чертежники - тоже были подсокращены. Вооруженные специальным программным обеспечением инженеры работали впятером куда более продуктивно, чем 20 человек конструкторского отдела ранее. Бухгалтерия подсохла наполовину... Отдел закупок остался прежним, но там появились люди со свободным иностранным языком и со знанием таможенных формальностей. Ну и вдвое вырос отдел сбыта... Уходили люди со средним специальным образованием. Оставались люди с высшим и люди совсем без образования. Это не надуманный пример, это реальное производственное предприятие в провинции. Отличный иллюстративный пример.
Эта реорганизация типична для страны, как мне кажется. Что в свете этого должна делать школа, кто нужен нам в недалеком будущем?
🎓 Ясно, прежде всего нам нужно очень немного умников. 3-5%, не более. Их выискивают сетью олимпиад, их замечают, с ними занимаются, они переходят в лучшие школы. Некоторые пробиваются сами - честь им и хвала, им было много труднее. Они учатся в лучших ВУЗах страны - МГУ, Вышка, Физтех, МИФИ, Бауманка, Новосибирский и Питерские универы... Они реально являются и будут являться мозгами нашей страны. Их 20-30 тысяч. Из примерно 700 000 выпускников. Это люди, сдающие три экзамена ЕГЭ на 280 и выше баллов, но большинство из них поступают по олимпиадам. Сложно набирать более 300 баллов из трех экзаменов, но именно таких чаще и берут в Физтех и Вышку.
👨🏽🔧Кроме этого нужны профессионалы. Их учит много хороших вузов - в Москве это МАИ, МЭИ, МИСиС, Губкинский (керосинка), педагогические и медицинские вузы, еще и вузы, где готовят офицеров... Их надо много больше - прием в них тысяч 150-200. Это 20-30% от всех выпускников. Их баллы 240+, такие есть практически в каждой школе и не по одному
🔎А кто остается в остатке? Кто те почти полмиллиона выпускников, которые или не идут получать высшее образование, либо те, которые идут в вузы с проходным баллом 150+... Кто их учит, чему учат, где они работают? Да и нужны ли такие вузы в принципе? Нет у меня в этом уверенности.
То есть школа готовит в год полмиллиона довольно бестолковых детей, которые учатся либо платно, либо в очень слабых вузах, которые практически ничего детям не дают.
Такие дети выпускаются школами. Многие их них, даже если и закончат вуз, то, скорее всего, пойдут на низкоквалифицированную работу, для которой полученное "образование" не нужно.
Вывод простой - школы должны готовить 3-5% умников и 20-30% толковых детей. А остальные 70% пусть остаются "кнопкодавами". И с вот такой подготовкой детей, в таких процентах - она прекрасно справляется.
И сразу напрашивается более глобальный вывод - наша современная школа идеально справляется с возложенными на нее обязанностями, прекрасно выполняет социальный заказ государства. И что же вы хотите менять в школах??
Источник
https://dzen.ru/a/YTTq05HmITOGX75F