Как использовать военнопленных

Oct 16, 2024 09:03


Недавно в ЖЖ обсуждали вопрос что будем делать с украинскими военнопленными. В связи с этим хочу привести историю с пленными Первой мировой.

Во время Первой мировой войны, в 1914-1918 гг., в русском плену оказалось около 2,3 млн солдат и офицеров германской, австро-венгерской и турецкой армий. В соответствии с распоряжением российского Генштаба немцев, венгров и турок, как менее надежных в сравнении со славянами (чехами, словаками и др.) отправляли в Сибирь и на Дальний Восток.

Пленных размещали в казармах воинских частей, ушедших на фронт.  Их  разместили в Омске, Иркутске, Чите, Хабаровске Владивостоке, Уссурийске.

Отношение к военнопленным регулировалось положениями Гаагской конвенции 1907 года. В октябре 1914 г. Николай II утвердил "Положение о военнопленных", в котором выдвигалось требование обращаться с военнопленными человеколюбиво, "как с законными защитниками своего отечества". Приказы военного министра России запрещали применение к пленным физических наказаний или длительного тюремного заключения. Наибольшее наказание - 30 суток ареста - следовало за попытку побега. Пленные солдаты питались по нормам, установленным для нижних чинов русской армии. Офицеры размещались отдельно от нижних чинов, военное ведомство платило им жалованье.



Военнопленные получали денежные переводы с родины и широко пользовались помощью Красного Креста, который организовал вдоль Транссибирской магистрали сеть опорных пунктов, большинство из которых существовало вплоть до окончания Гражданской войны. Установленные нормы питания не всегда соблюдались, однако военнопленные не голодали, благодаря широкому привлечению к труду в мастерских, на железной дороге, участию в сельскохозяйственных работах. Острая нехватка рабочих рук в Сибири и на Дальнем Востоке позволяла военнопленным использовать свои профессиональные навыки, а их труд оплачивался нанимателями.



Казармы, в которых жили военнопленные

Во Владивостоке пленных разместили в казармах. Эти казармы и сейчас стоят на Первой речке.

В 1918 году, после окончания Первой мировой войны, условия содержания бывших военнопленных изменились и многие из них нашли применение своим профессиональным навыкам.

Кроме применения труда военнопленных на массовых работах, были случаи использования их по профессиям. Прежде всего это относилось к медикам. Например, летом 1915 г. в санитарной части Спасска, обслуживающей военнопленных, работали 3 русских врача и 7 пленных. В Никольске-Уссурийском больным военнопленным оказывали помощь 18 врачей австро-венгерской армии.

Интересна судьба двух архитекторов. В  это время во Владивостоке оказался бывший военнопленный, скульптор Франтишек Винклер. Он прожил во Владивостоке 10 лет и оставил здесь о себе добрую память. Винклер оформлял фасад и интерьеры ресторана "Золотой рог", фасад и интерьеры Нового театра (ныне Театр кукол на Петра Великого, 8), кинотеатр "Художественный". Кроме того, Винклер создал монумент чехословацким легионерам, погибшим в Приморье в 1918 году - он был установлен на Морском кладбище.



Ро/альф Гейлинг

Другим примером успешной работы во Владивостоке стала судьба австрийского архитектора Рольфа Гейлинга. Он родился в 1884 году в Вене, где окончил Академию изобразительных искусств и работал архитектором. Во время Первой мировой он был призван в австро-венгерскую армию, попал в плен и был этапирован в Сибирь. В 1918 г. он попал во Владивосток.

Рольф Гейлинг возглавил бригаду строителей из бывших военнопленных и принял активное участие в ремонте и возведении во Владивостоке различных зданий. В частности, он завершил строительство католического костела, который был заложен в 1908 году, но не был достроен из-за событий Первой мировой. О том, чем занимался Рольф Гейлинг во Владивостоке дает представление благодарственное письмо, полученное Гейлингом в 1929 году от бывшего коменданта лагеря Первая Речка полковника Рудольфа Пишачича: «Мы никогда не забудем эту плодотворную работу в 1918-1920 годах... когда Вы и другие военнопленные строили дома, склады, больницы, ремонтные мастерские и пекарню. Вашими трудами был быстро налажен водопровод, пострадавший в результате суровой зимы. Ещё одна особая благодарность с моей стороны и со стороны японских врачей.

Вы, благодаря своей творческой энергии, неутомимому трудолюбию и знаниям смогли в кратчайшие сроки отремонтировать пустующее здание для размещения в нем туберкулезной больницы...

Вы отремонтировали разрушенное и пустующее здание, переделав его в театр, где все заключенные могли отдыхать, забыв о своей печальной судьбе. Много времени и творческих сил вы отдавали реконструкции кладбища на Первой Речке, делали гробницы для захоронения военнопленных...

Ваша большая заслуга в завершении строительства польской церкви. Эта церковь начала строиться ещё до революции и долгое время находилась в брошенном состоянии, так, что леса рухнули. Вы со своей бригадой смогли завершить этот храм Божий. Ваше кропотливая работа на всех объектах заслуживает высочайшего признания и восхищения ещё и по той причине, что велись эти работы в особо трудных условиях того времени, когда не хватало материалов и инструментов.

Я воспользуюсь этой возможностью, чтобы ещё раз отметить тот факт, что Вы сохранили свои художественные навыки и теоретические знания в строительстве. Даже долгие годы пленения не повредили Вашему таланту. Вы, господин архитектор, человек приятный и отзывчивый».



Эвакуация военнопленных из Владивостока

В 1920 году было принято решение пленных вернуть на родину. Во Владивосток прибыли корабли США, Англии. Гейлинг на родину не вернулся, он  обосновался в китайском городе Тяньцзин.  Здесь он прожил до самой смерти в 1952 году, добившись значительных успехов как архитектор, бизнесмен и преподаватель.

***

Украинских военнопленных после окончания СВО тоже нельзя отпускать. Нужны годы, чтобы выбить из их мозгов те мифы об «украина по над усе». А поэтому нужно уже сейчас думать где они будут жить и чем заниматься у нас в России.

история, Интересные люди, Владивосток

Previous post Next post
Up