Еще совсем недавно я писала о случаях взыскания огромных штрафов с российских бизнесменов за использование образов из иностранных мультфильмов.
А на следующий день мы с посетителями моего блога обсуждали механизмы взыскания штрафов за нарушение авторских прав.
Наши суды, в которые обращались правообладатели брендов, руководствуется статьей 1301 ГК РФ, в которой написано: «В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе вместо возмещения убытков потребовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от 10 000 рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения».
Конечно же, предприниматели пытались отменить штрафы за нарушение авторских прав, нанимали для этого дела юристов. А те шли одним проторенным путем - пытались доказать, что западные юридические конторы действуют на основании ненадлежащих доверенностей от правообладателей. Суды затягивались, штрафы снижались, но все же нарушителям авторских прав платить штрафы приходилось.
Прошло почти два года с тех пор. Россия аннулировала множество международных договоров, но соблюдение авторских прав даже от недружественных стран осталось священным.
Новый поворот в деле защиты авторских прав внес Верховный суд своим определением, датированным 15 августа. Оно говорит, что аффидевит (понятие из англосаксонских юрисдикций) - это нотариально заверенные письменные показания под присягой не является доказательством исключительного авторского права.
Представляете себе ситуацию. Приходит директор компании, или продюсер к нотариусу, кладет руку на библию и говорит, что все права на образы свинок, мишек, птичек принадлежат его компании. Нотариус ставит свою печать и подпись... и появляется документ для доказательств в судах в странах европейского сада.
Верховный суд указал красноярским судьям, что требуется установить всю цепочку от возникновения образа до его документальной регистрации. А для этого суд должен исследовать многие аспекты: регистрировал ли автор свое право изначально, или фирма имела договор с автором о том, что все его творения принадлежат фирме; кто выдавал доверенности юридическим фирмам на защиту продуктов интеллектуальной собственности и было ли это его обязанностью. В связи с этим вспоминается фраза: «Замучаетесь пыль глотать!»мучаетесь пыль глотать!»
Свинке Пеппи удалось выжать штрафы из российских предпринимателей, а вот Друзьям с синим носом, похоже что нет.
Суды Красноярского края в своих решениях начиная с декабря 2022 года присуждали Carte Blanche компенсации, подлежащие взысканию с красноярских предпринимателей (два индивидуальных предпринимателя и одно ООО), продававших «контрафактные» (так говорилось в
решении Арбитражного суда Красноярского края) товары - кондитерские изделия, имитирующие персонажей друзей с синим носом. Эти изделия изготавливала местный индивидуальный предприниматель Елена Колганова, с которой Carte Blanche Greetings изначально требовала взыскать 1,44 млн руб. за нарушение исключительного авторского права, правда, затем апелляционная инстанция сократила компенсации в десятки раз.
Верховный суд отменил все решения красноярских судей, указав, что в российском праве нет норм доказательств, основанных на так называемом аффидевите. А в судах все решения основывались на письменных показаниях под присягой финансового директора Carte Blanche. Дело отправлено на новое рассмотрение.