В «Вагнере» служил боец с позывным Гост. Он воевал недолго - получил ранение и попал в госпиталь. Но все время, что был на передовой, Гост вел дневник. Вот как он описывает украинские укрепления. Дальше - его текст, взятый
здесь.
Укрепления противника под Бахмутом
За 59 дней войны под Бахмутом я в составе различных штурмовых групп поменял 13 позиций, 14-ая стала последней. На какой-то я прожил несколько дней, на какой-то несколько минут.
От первой до четырнадцатой позиции примерно четыре с половиной километра пути по исковерканным войной лесополосам. Кое-где приходилось ползти по земле, где-то идти согнувшись, иногда в полный рост. После каждого шага вперёд, мы закреплялись, окапывались, выставляли фишки и подтягивали боекомплект. Плюс нужно было принести сухпайки, воду и барахло. Если это было пустое место, нужны были лопаты, веревки, пленка, брезент, пилы, топоры, ящики.
Если это были окопы противника, не нужно было ничего. Все было в достатке и аккуратно ждало нас на полочках. Были оборудованы спальные места, запасы воды и продуктов. Обувь, одежда, снаряжение, оружие.
Захватывать чужие окопы всегда было интересней. Уже перед штурмом от парней начинали поступать заказы на лишнюю газовую плитку или НАТО-вский бронежилет. Парни в окопах сзади знали, что штурмующая группа уже сегодня будет есть трофейный шоколад и пить отбитый у врага кофе.
Так и было...
...Меня все время интересовали их укрепления. Проходя по позициям противника я пытался понять замысел их военных инженеров и разобраться в том, как противник планировал оборону.
Я думаю эти укрепления строили германские инженеры. Насколько все было грамотно сделано. Копали, понятно хохлы. Но план обороны под Бахмутом готовили немцы. Они делали крупные опорные пункты на всех перекрестках лесополос. Блиндажи были в три наката сосновых бревен с земляной подушкой между каждым рядом бревен.На фишках встречал бетонные плиты. Лесополосу они прокапывали извилистым окопом от края до края. Притом с двух сторон позиции. На господствующих высотах были оборудованы хорошо замаскированные командно-наблюдательные пункты. Также эта позиция имела две пулеметные точки на разные стороны и две позиции для снайперов или наблюдателей неподалеку.
Блиндажи для личного состава были расположены в стенах ближайшего оврага. Все было грамотно, по-военному красиво и строго. Но бесполезно. Я заходил на их позиции, вставал в окоп и пытался понять, чего они ждали. И чего не дождались...
НАТО-вские инструкторы обманули хохлов. Им сказали, что под Бахмутом в атаку пойдет бронетехника. Оборона была выстроена под такие бои. Танки, бронетранспортеры с десантом, пикапы с пулеметами. Они жгут из окопов нашу технику ручными гранатомётами, либо просто обездвиживают. Дальше её добивает артиллерия. Десант уничтожают из пулеметов.
.Придумано все было гениально. Но Вагнер переиграл противника. Они ждали технику, а появились люди. Мы нападали обычно на рассвете. Молча. Тихо. Из холода предрассветного тумана. Атаковали спящий опорник внезапно и стремительно.
Часами ползли по грязи и минным полям. Без вещей. Только с оружием. Резали их ножами. Закидывали гранатами. Били в упор из гранатомётов. Подавляли кинжальным огнем из автоматов и пулеметов.
Мы шли в схватку насмерть. Они избегали её. И отступали. Мы гибли, но продолжали ползти вперёд холодными темными ночами. Они все время ждали помощи откуда-то сзади, издалека.
Мы шли их убивать и забрать их шоколад. Убили. Забрали. И съели.
Зеленский в окопе