Самолет авиакомпании Southwest Airlines, совершивший "голландский крен", получил повреждения конструкции. У Boeing 737 Max были повреждены части конструкции после того, как во время полета авиакомпании у него произошел “голландский крен”. В это время в салоне самолета находилось 150 пассажиров.
Голландский крен - это сочетание рыскания, или скольжения хвоста из стороны в сторону, и раскачивания самолета таким образом, что крылья поднимаются и опускаются. Название происходит от того, что ритмичные покачивающиеся движения напоминают катание на коньках, которое было популярно в Нидерландах. Вот как это выглядит:
Click to view
Инцидент произошел 25 мая, когда самолет летел на высоте 10 000 метров из Финикса в Окленд, штат Калифорния, но авиакомпания не уведомляла Национальный совет по безопасности на транспорте (SWA) о крене или повреждении лайнера до 7 июня. После инцидента было проведено техническое обслуживание самолета и обнаружены повреждения конструктивных элементов. Комиссии SWA трудно разобраться что же произошло, т.к. запись на речевом самописце в кабине пилотов была перезаписана через два часа после посадки.
В предварительном отчете говорится, что после приземления самолета было обнаружено повреждение блока, который управляет резервным питанием руля направления. Ущерб был охарактеризован как “существенный”.
Бывший пилот этой авиакомпании, а ныне эксперт по безопасности полетов Кокс сказал, что повреждение конструкции, вероятно, произошло в хвостовом оперении самолета, где расположены силовые агрегаты. Он был озадачен тем, что резервный блок поврежден, поскольку обычно он не включается во время крена. «Двустороннее колебание при крене было опасным явлением в предыдущих самолетах Boeing, но не в 737-х из-за изменений конструкции. Boeing-737 не склонны к чрезмерному крену. Конструкция самолета такова, что, если вы абсолютно ничего не будете делать, самолет естественным образом ослабит голландский крен. В самолетах более старых моделей - 707, 727 - это может привести к тому, что вы потеряете контроль над самолетом”. - сказал Кокс.
Это уже посерьезнее, чем вылетевшие двери. Тогда в качестве причины обозначили нарушение технологии сборки двери. Напомню- 5 января 2024 года, на рейсе 1282 Alaska Airlines, Boeing 737 MAX 9, подвергся неконтролируемой декомпрессии вскоре после взлета. Разгерметизировалась запасная дверь, которая была закреплена фиксаторами. Во время набора высоты она вылетела, что и вызвало декомпрессию. Самолет вернулся в Портленд, откуда и вылетал. Среди 171 пассажира и 6 членов экипажа, находившихся на борту, погибших или получивших серьезные травмы не было. Некоторые мелкие личные вещи вместе с отделкой салона, такие как чехлы для сидений и подголовники, были высосаны из отверстия. С ребенка, сидевшего рядом, с вылетевшей дверью, стянуло рубашку и высосало ее из самолета, мать держала ребенка на руках.
Федеральное агентство авиации, компания Boeing, перевозчик Alaska Airlines быстро признали аварию, и было начато расследование. В качестве меры предосторожности Alaska Airlines приостановила перевозки на этом типе самолетов, а федерально агентство через несколько часов после инцидента приказало посадить и осмотреть 171 самолет из глобального парка 737 MAX 9 с конфигурацией, аналогичной самолету, совершившему инцидент. Две авиакомпании Alaska Airlines и United Airlines сообщили об обнаружении незакрепленных дверных болтов на некоторых осмотренных самолетах. Результаты расследования были опубликованы через месяц. Виновным признан завод в Рентоне, там не была соблюдена технология сборки.
Нынешнюю поломку почему-то скрывали почти две недели. Многие аналитики ее связывают с санкциями. После отказа от закупок титана в России Airbus и Boeing начали покупать металл с поддельными сертификатами неизвестного происхождения и низкого качества. Поддельный титан использовался во входных пассажирских и грузовых дверях, в компонентах, соединяющих двигатели с планером самолета 787 Dreamliners, также в самолётах Boeing 737 Max и Airbus A220. Прочность деталей самолета рассчитана на основании определенных свойств материалов. Сертифицированный титан гарантирует эти свойства. А вот «левый» - нет. Иначе зачем бы было подделывать сертификаты?
Почему компания - перевозчик все же обратилась в контрольную комиссию? Ведь почти две недели пытались разобраться самостоятельно, даже переговоры пилотов стерли, но поняли что проблема именно в конструкции и плюнули на свою репутацию чтобы комиссия по безопасности занялась этой проблемой. Комиссия обязалась обнародовать результаты через месяц.
«Голландский крен» - опасное состояние. 3 мая 2013 года самолёт-заправщик
Boeing KC-135 Stratotanker № 63-8877, вылетел из аэропорта Бишкек, Киргизия. Произошел отказ демпфера рыскания после взлёта. Через 9 мин полёта раскачка по курсу переросла в пространственные автоколебания типа «голландский крен». Экипаж причины раскачки не определил. При выполнении разворота автоколебания значительно усилились, и на 18 минуте полёта самолёт разрушился из-за нерасчётных перегрузок, экипаж из трех человек погиб.