Много шуму наделали аресты чиновников из Министерства обороны. Крупные дела о взятках возникают при взаимодействии государственных, региональных или муниципальных финансов с бизнесом. Надо отметить, что большие деньги в России можно заработать если получить доступ к бюджету. С 1992 года Россия пыталась наладить борьбу с коррупцией, было принято несколько законов и подзаконных актов. Но то ли сами законодатели принимали законы таким образом, чтобы оставались лазейки, то ли их так научили их наставники, но коррупция в стране только нарастала. При Ельцине аналитики открыто заявляли, что 40% экономики России находится в тени.
В 2003 году Россия присоединилась к международной конвенции ООН по противодействию коррупции. С этого срока начали системно разрабатывать как организацию госзакупок, так и законы и подзаконные акты, регламентирующие эти процессы.
И вроде бы все предусмотрели: сначала формулируются требования к закупаемому продукту или услуге, потом эта информация размещается на определенных сайтах, их в нашей стране 8. И к торгам допускаются все желающие: предприятия, индивидуальные предприниматели. Они не должны иметь регистрации в оффшорах, не иметь задолженности перед бюджетом и иметь хорошую репутацию, т.е. не провалить предыдущие заказы.
Красиво же! Где тут место для коррупции? Фирма, например, Министерство обороны, заявляет, что ей нужны бронежилеты, или рации, или дроны, да хоть просто питание для бойцов. Формирует заказ о свойствах изделий, необходимом количестве и размещает на сайте. А бизнес всей России дружно кидается считать что они бы могли изготовить из этого списка, да еще лучше и дешевле конкурентов. Ведь согласитесь, производить что-то под гарантированную оплату гораздо приятнее, чем еще и продвигать с помощью рекламы и кучи маркетологов свою продукцию.
Но ... русский бизнес не для того выживал столько лет, чтобы не найти лазейки и в этом законе, и никакая Конвенция нам не указ, это вам и Урсула подтвердит со своими закупками вакцин!
Основные этапы госзакупок через торги
Этап 1. Формирование требований к продукции или услуге.Вот тут начинает суетиться ближние друзья чиновников, отвечающих за закупки. Они сами пишут техусловия, причем, таким образом, чтобы отсечь потенциальных конкурентов. Понятно, что на этом этапе нужно давать взятку. Либо подарить отдых на вилле в Сан-Тропе, либо домик в Крыму, либо машинку покруче. Фирмы платят большие зарплаты своим сотрудникам, занимающихся разработкой этих Технических требований. Их задачей является составление Технических Требований таким образом, чтобы конкурирующая компания со своим оборудованием не могла этим требованиям соответствовать. Для этого изучается продукция конкурентов, выискиваются отличия, которые ставятся во главу угла таким образом, что только эта контора могла соответствовать этим Требованиям. Аналогично поступают и конкуренты.. Но у нашей фирмы, там, в ведомстве, уже сидит «свой чиновник», который и отбирает нужные Технические требования.
Этап 2. Торги. На сайте размещают заказ. Но ... нужны конкуренты, хотя бы один. Они должен дать цену хоть на 3 копейки выше. Для этого создается фирма-пустышка. В стоимость товара вбивают те взятки, что дали на этапе формирования заявки и плюс будущая благодарность чиновнику, который сотрудничал с фирмой.
Этап 3. Дележка. Когда деньги из казны падают на счета фирмы, выигравшей тендер, директор отправляет 10-20%% на счета фиктивных фирм чтобы получить нал. Тут очень подходят фирмы типа Блиновской с ее марафонами. Нал разносят «благодетелям», а потом следователи его находят то под ванной, то под кроватью.
***
Я вычеркнула Генерала Попова - он в этих схемах не участвовал
В сети много сарказма на тему: «С чего опера это несколько лет вели этих людей, почему сразу не арестовали?» Тут не все так просто. До СВО заказы Министерства Обороны поступали на склады, приемку товаров по качеству осуществляли военпреды. С началом СВО продукция поступает непосредственно в зону боевых действий. А вот тут и выясняется, например, что связь отвратительная, а дроны - китайские с переклеенными этикетками, бронежилеты не совсем броне. Следователи отправились на заводы поставщиков продукции, подняли бухгалтерию. У частника это сделать легко - не нужно всяких допусков, достаточно воли налоговой инспекции. Первым делом выявили, что себестоимость продукции существенно ниже той, что заплатило МО. Прижали директоров и главбухов, а уж те начали сотрудничать со следствием и рассказывать кому отдавали сверхприбыль. Сидеть же никому не хочется. Вы заметили, что аресты шли одновременно чиновников из МО и директоров фирм.
Сейчас следователи слушают бизнесменов, на основании их показаний набирают доказательную базу.
PS. Специально для моего постоянного оппонента - я знаю о 223-ФЗ о правилах закупки продукции с гостайной. У участника торгов должна быть еще и лицензия от ФСБ. Это отсекает массу конкурентов на первом этапе, но сути дела не меняет.