В моем детстве лакомством зимой были яблоки и мандарины. Яблоки, такие зеленые, завозили из Китая. За ними нужно было еще и в очереди постоять, в которой задние кричат: "Больше килограмма в одни руки не давать!" Сейчас я такие яблоки покупаю иногда для салатов. Они твердые как картошка. А мандарины - это уж и вовсе был дефицит, по одной штучке в новогоднем подарке их можно было встретить, но это если повезет. Помню как мы с братом накануне Нового года учуяли дома запах мандаринов. Искали мы их два дня. Как только дверь за родителями захлопывалась мы начинали поиски. Нашли! Они лежали в диване, а мы и не знали, что верх поднимается и там есть ящик. Узнали! На Новый год мандаринов на столе не было. Но почему-то родители нас не ругали. Сокрушались, это да.
Я уже заканчивала первый курс, когда впервые увидела бананы. В 1971 году во Владивосток их привез рефрижераторный пароход "Анри Барбюс". Весь город знал этот "Анри" в лицо! В 1971 году по заказу СССР в Польше был построен этот теплоход-рефрижератор. Его грузовместимость GT (gross tonnage) 5238 тонн. Судно имело специальные лацпорты (водогерметичные люки) в боках, позволяющие быстро разгружать трюмы.
Первыми грузами, которые решились перевозить из южных стран, были бананы. Видимо, потому что им не нужны низкие температуры, их перевозят в состоянии "живой". Т.е. при такой температуре, когда они "спят" это узкий диапазон 12,2-12,3 градуса. Изменение температуры всего на 0,8 градуса приводит к "пробуждению" банана. Именно поэтому мореходы не любили работать на банановозе, небольшое нарушение режима - и весь экипаж уже не заработал, а должен заказчику.
В порту Владивостока бананы перегружали в рефсекции и отправляли на Москву по железной дороге. Часть партии поступала в магазины Владивостока. Бананы всегда были какими - то зелеными. Мы их заворачивали в газету, закидывали на шкаф и ждали 7-10 дней пока поспеют. Тут важно уловить момент, когда появится первая черная точка. Тогда нужно быстро съедать все бананчики.
В 1974 году я приехала в Москву на студенческую конференцию и увидела в продаже ярко-желтые бананы! Как так-то? Они же всегда в продаже полузеленые. Только через 20 лет я узнала почему была такая разница в состоянии бананов.
Банан транспортируют только в зеленом состоянии, потому что в этой степени зрелости он может храниться и транспортироваться пару месяцев. Как только банан начинает созревать, он "живет" максимум недели полторы-две. После этого наступает перезрев, появление черных пятен и затем он гниет. И этот процесс уже не остановить. Если бананы начали зреть, то их нужно либо реализовывать, либо вскорости выкидывать. Кстати, банан зреет сначала изнутри, а потом его шкурка. Поэтому нельзя купить желтый банан, который окажется неспелым.
Поэтому все желтые бананы, которые мы покупаем в магазине, прошли через камеру газации. До 1991 года, при плановом хозяйствовании и централизованном управлении, камер для газирования бананов за Уралом не было. Они были в больших городах. Вот почему только в Москве я увидела желтые бананы.
Как дозаривают бананы? Их помещают в специальную камеру сразу большими объемами. В камере создаются специальные условия, имитирующие тропические температуру и влажность. В камеру запускают газ этилен, либо смесь газов на основании этилена. Этот процесс творческий, потому что есть свои нюансы при газации каждой новой партии. Поэтому технолог, специалист ответственный за газацию, сначала изучает банан при поступлении на склад, подбирает режимы и потом тщательно следит за процессом дозаривания в камере.Процесс дозаривания занимает примерно 5-7 дней. Обработка газом составляет лишь сутки, а остальное время банан просто выдерживается при определенных температуре и влажности.
Сейчас камеры дозаривания бананов есть при каждом большом супермаркете, на овощных оптовых базах. Поэтому мы всей Россией едим желтые бананчики. В этом году бананы стали дороже яблок. На ценнике большими буквами написано «Бананы Эквадор». До скандала с этим поставщиком «Эквадор» был напечатан мелким шрифтом, видимо, все должны видеть нашу победу в банановом конфликте.
Когда бананы приходят в порт перезревшими поставщики дают объявление: "В порту Владивостока можно бесплатно набрать бананов". Грузить такие бананы в рефсекции для отправки в Сибирь и центральные регионы бессмысленно, ведь жить им осталось 3-5 дней.
А тот первый рефрижератор для Владивостокского порта с таким нерусским названием "Анри Барбюс", познакомивший нас с бананами, списан и порезан на металлолом в 1994 году.
Жили мы без бананов и даже не знали что нужно страдать по этому поводу.