Пятнадцать лет я преподавала в политехническом институте.
Ездила на работу чаще всего на трамвае. "Четверка" ходила по маршруту Сахалинская - Вокзал. С Сахалинской до ДВПИ он шел примерно 25 минут. Быстрее было не на чем добраться. Автобус с 31 номером ходил редко, и с бухты Тихой уже шел забитым. На площади Луговой, в самом ее центре, тогда еще был сквер с памятником вице-адмиралу Макарову, поэтому там были вечные пробки, хотя еще автомобильного бума во Владивостоке не было.
Остановка "Цирк" за зеленым зданием и под козырьком цирка виден кусочек нашего факультета
Что-то вспомнилось несколько пикантных ситуаций, связанных с поездками.
*******
Еду, держусь за поручень, в руке - платок носовой.
Платок выпал и улегся сидящему дядечке аккурат на гульфик. Я руку протянуть стесняюсь, но пристально смотрю на свой платок.
Дяденька увидел, что я пялюсь, подумал, что рубашка вылезла... И он быстренько- быстренько пальчиком затолкал мой платок себе в штаны.
*********
Зима, я еду вечером домой в норковой шубе. В трамвае - давка. Чувствую, что сзади кто-то дергает шубу. Ну, думаю, бритвочкой себе на воротник кусок вырезают. Я рукой хвать! А это оказался обнаженный мужской член! Долго я потом дома руки мыла... Муж заметил мое странное состояние и спросил что случилось? И сделал он такой вывод: «Ты все время в дороге обдумываешь какие-то проблемы, а реале не присутствуешь. Тебя однажды изнасилуют прямо в трамвае, а ты и не заметишь!»
*******
Если у меня была лекция, то я всегда ехала на работу стоя - чтобы на юбке заломов не было. Ну не было тогда стрейч- тканей. Вот пока лекцию в потоке не отчитаю, не сажусь. Вижу, что все пассажиры так внимательно и с улыбкой смотрят на меня. Думаю себе: вот как я сегодня подготовилась - стрижка новая, маникюр свежий, костюм отпарен! Вышла на своей остановке и увидела, что пуговица на блузке расстегнута и виден бюстгальтер. Покрасовалась!
*****
При Черепкове трамваи переставали ходить в 18 часов, а уличное освещение на центральной улице города -Ленинской отключали. А у нас - вечерники, занятия заканчиваются в 20 часов 30 минут. Отрядили меня коллеги к Черепкову на прием, написали петицию, примерно 300 подписей собрали. Отсидела я в очереди, на прием попала. Черепков был еще тот демократ - он мог вести прием граждан и до 22 часов, а в это время его подчиненные не уходили домой, ждали когда он примет их. Черепков прочитал обращение и говорит: "Платите мне, я вам и вертолеты пущу!"
Вечерний факультет мы закрыли.
***
Общественный транспорт всегда субсидируется из бюджета. Черепков на посту мэра отличался неординарным подходом ко всему. Ему принесли документы с расчетом очередной субсидии для трамвайно-троллейбусного управления. Черепков увидел, что существенная доля расходов идет на содержание будок и кассиров на остановках, в которых продают талончики. И еще контролеров, отлавливающих «зайцев». Он убрал эти все «прокладки», оставил финансирование только работы самих трамваев и их водителей, а для горожан проезд стал бесплатным. Следующий мэр вернул все назад.
***
Сейчас улица Ленинская переименована в Светланскую. Трамваи убрали, потому что они создавали пробки. На фото - то же место, что и 30 лет назад, это вечер, а в Приморском крае солнце летом садится около 21 часа.
.
Памятник Макарову перенесли на Набережную. Политехнический институт объединили еще с тремя вузами, назвали этот конгломерат Дальневосточным Федеральным Университетом и построили кампус на Русском острове. Черепков умер в 2017 году в Москве, почитатели похоронили его во Владивостоке и за свой счет поставили памятник.
А трамваи во Владивостоке остались, но ходят они по коротким маршрутам, которые не очень востребованы у горожан.