Северный морской путь представляет собой кратчайший морской путь между Европой и Дальним Востоком. При движении через Суэцкий канал расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока превышает 23 тыс. км, в то время как при движении по СМП протяженность падает почти в два раза - до 14 тыс. км. Использование СМП позволяет быстро и дешево доставлять грузы, которые прежде возили через Индийский океан: за счет этого компании со всего мира способны экономить миллионы долларов на топливе и оплате труда моряков. Для России СМП представляет стратегический интерес, так как перенаправляет сотни судов в территориальные воды России.
Проект Северного Морского пути начинался в СССР. И как все великие проекты пережил и взлеты и провалы. Дважды при СССР пытались запустить СМП, но этого не получилось.
Первая попытка
28 июля 1932 г. ледокол «Александр Сибиряков» под командованием капитана Воронина, начальника экспедиции академика Шмидта вышел из Архангельска и достиг берегов Камчатки. Это было первое в истории сквозное плавание по СМП за одну навигацию. Решено было развивать достижение. Для этого, по предложению Сталина, в декабре 1932 г. было опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Главного управления Северного морского пути, в котором основной задачей было: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечивать безопасность плавания по этому пути». Возглавил управление СМП, участник похода «Александра Сибирякова» академик О. Ю. Шмидт. Затем были организованы территориальные управления Главсевморпути в Мурманске, Архангельске, Владивостоке.
Новой организации были переданы все имевшиеся в СССР ледоколы и ледокольные пароходы, самолеты, поручалось развитие сети полярных станций, строительство и оборудование портов, авиабаз, организация строительства новых ледокольных судов, освоение месторождений полезных ископаемых. В составе Главного Управления СМП были сформированы управления речного и морского транспорта, полярной авиации, строительства, гидрографическое и другие. Арктический институт также перешел в ведение этого управления. В Арктику отправились десятки тысяч людей, малых судов, моторок и катеров. С 1933 по 1938 г. структура ГУСМП оформилась как мощнейшая организация, сохранявшая независимость в отношении к административным и партийным органам на местах.
С 1935 г. СМП начал загружаться работой. Экономисты подсчитали, что из 400 тыс. тонн грузов, направляемых из Москвы во Владивосток, 42 тыс. (включая 7 тыс. тонн кольских апатитов) можно пустить по СМП. А с востока в обратную сторону отправлять 20 тыс. тонн риса и рыбных консервов.
В 1935 г. из Ленинграда во Владивосток отправились два балтийских лесовоза «Ванцетти» и «Искра» с грузом 2,5 тыс. тонн зерна для треста «Заготзерно» во Владивостоке. Зерно выгрузили в Николаевске-на-Амуре и взяли лес для Владивостока. Лесовозы прошли 7700 миль за 93 суток. Однако это оказалось на 46 суток дольше, чем по железной дороге, к тому же расходы на тонну груза составили 275 руб. при расходах по железной дороге в 135 руб. СМП показал свою экономическую нерентабельность, но сохранил свое стратегическое значение.
В 1936 г. была совершена спецэкспедиция проводки на Дальний Восток эскадренных миноносцев «Войков» и «Сталин» в сопровождении танкеров «Майкоп» и «Лок Батан», транспортов «Анадырь» и ледокола «Ф. Литке». Тогда же был осуществлен первый переход зверобойных ботов «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин».
Максимум наступления на Арктику пришелся на 1937 г. Весной - высокоширотная воздушная экспедиция с целью высадки первой дрейфующей станции «Северный полюс»; летом - три перелета в США через полюс экипажей Чкалова, Громова и Леваневского. В навигации 1937 г. участвовало 64 морских судна. Из-за сложившейся неблагоприятной ледовой обстановки план морских грузоперевозок не был выполнен. В результате в Арктике зазимовали 25 судов и ледоколы «Красин», «Ленин», ледорез «Федор Литке».
В марте 1939 г. начальника ГУСМП О. Ю. Шмидта перевели на работу в Академию наук и на его место утвердили И. Д. Папанина. На работу в ГУСМП существенное влияние оказали начавшиеся репрессии. Многие ведущие специалисты на местах и целый ряд ответственных работников Главка были арестованы. В эти годы были репрессированы 673 работника Главсевморпути. Директор Дальневосточного управления, уроженец Ленинграда, Пошеманский также был арестован и расстрелян в Хабаровске 8 апреля 1938 г.
Не обошлось и без производственных трагедий. 28 октября 1940 г. в Охотском море во время шторма затонул ледокольный пароход «Малыгин», возвращавшийся из Арктики во Владивосток. Вся команда и пассажиры-полярники - 98 человек - погибли. Поиски велись в продолжение 43 дней, но ни судна, ни людей в море обнаружено не было. Кроме трупа девушки 20 лет в спасательном жилете. С самолета были замечены в районе гибели парохода две пустые шлюпки, в море был выловлен портфель одного из пассажиров. Портфель принадлежал начальнику экспедиции Якову Константиновичу Смирницкому. В нем были деньги и результаты научных исследований. Ученый в самый последний момент обернул документы в целлофан; портфель, в котором они находились, набил пробкой и выбросил за борт в надежде, что волны вынесут его на берег. Даже в последние минуты перед гибелью начальник экспедиции помнил о своем долге, о спасении хотя бы части вверенных ему ценностей.
Самым известным событием из истории СМП явилась встреча в 1934 г. освобожденных из ледового плена участников экспедиции парохода «Челюскин». Пароход во главе с самим начальником управления О. Ю. Шмидтом должен был повторить плавание «Сибирякова». Однако вышедший из Мурманска «Челюскин» в Беринговом море был раздавлен льдами и затонул. Из Владивостока на спасение экипажа был направлен пароход «Смоленск» и дополнительно пароход «Свет». Приняв на борт полярников, доставленных самолетами в бухту Провидения и бухту Лаврентия, пароход «Смоленск» прибыл во Владивосток.
Швартовался «Смоленск» под гром оркестров и аплодисменты встречавших. После окончания митинга челюскинцев, к которым присоединились их родственники, разместили в гостинице «Версаль». В 1935 г. в честь этого знаменательного события горисполком принял решение о переименовании гостиницы «Версаль» в «Челюскин».
Вторая попытка
Программа Северного Морского пути была забыта во времена Великой Отечественной Войны и надолго забыта. В 1987 году при Горбачеве была принята программа развития Северного морского пути как международной магистрали. Но вскоре СССР распался, и программа опять была забыта.
Третья попытка
Программа развития Севморпути принята 4 августа 2022 года. Рассчитана программа до 2035 года.
Документ большой и подробный, ему я посвящу отдельный пост. Пока лишь отмечу, что инвестировать в него уже согласились Китай и ОАЭ.