Интервью с бойцом «Вагнера», которого Пригожин завербовал в зоне.
Последний срок Роман получил в 2020 - два с половиной за кражу. Должен был выйти с "Яблоневки", что под боком у Ладожского вокзала, 18 февраля 2023-го. Но в Петербург вернулся пораньше. Летом прошлого года он завербовался в ЧВК "Вагнер". Наш гость три раза был осужден, в том числе ему отмерили 15 лет за убийство. Сам он с Красносельского района. Сегодня ему 50.
- Как вы принимали решение?
- Не сидеть же у жены на шее, если есть возможность заработать. Но не только это. Обидно, что уроды на нас рот открывают.
- Вы про кого?
- Про Украину. Хохлы кричали, что всю Россию натянут. Цепляет, что "фашики" так говорят.
- Сколько тогда с вами ушло?
- 46. В основном брали со 105-й (убийство). Отбор жесткий.
- Что это значит?
- Физические данные. Нужна выносливость.
- С лишним весом нельзя?
- У меня товарищ - больше 130 килограммов. Заставляет себя, работает нормально. Смотрят и психические данные. Спрашивали, почему хочу поехать.
- Что ответили?
- На патриотизме, - невозмутимо ответил он.
У кого большие сроки - тоже на патриотизме?
- Как сказать... В моей группе у половины сроки за десять, отсижено по 3-4 года. Но шанс же есть отыграть эту игру. Кстати, некоторых я сам отговаривал.
- Что говорили?
- Как бы вам по-человечьи объяснить? Многие думали - уйти бы от срока. Был вот Женька-друг, жилистый, мастер спорта по боксу. Я ему говорю, у тебя двое детей - не твое пальто. Отговорил.
- Какой средний возраст пошел?
- Я из своей группы, наверное, самый старый. По мне даже стоял вопрос.
- Как вас отправляли?
В четыре утра выдернули без хипеша. Начальник колонии: спасибо, трали-вали, сапоги-сандалии. В автобус, в Пушкин на аэродром. Там на борт в Ростов-на-Дону. Конвоя не было. Сели на вертушки, то есть через 7 часов уже были на базе. На подготовку дали 3 дня.
- Как можно за 3 дня подготовить не державшего оружия?
- Хорошие спецы. Даже те, кто с киношным пониманием про автомат, были натасканы как рыси. Тактико-технические данные, передвижение в тройках, в группе, разминирование. Набирали на пробу 4 штурмовые бригады. В каждой по 12 человек. В группе - пулеметчик, гранатометчик, 3 штурмовые тройки плюс командир.
- Бой, который точно запомните?
-На Светлодарскую ТЭС заходили в три группы. Карты, техника, данные - все было. Выкупили украинцев аккуратненько. Сначала тупо гранатами закидали. Потом просто пришли и вырезали. Одного помяли и отпустили, чтобы нас боялись. В за тот день у меня два командира поменялось. Хотя на "Ура", как в 45-м, мы не бегаем. Война осторожная, - раскладывает смыслы на слова Роман.
- Как платят?
- Вопросов нет. Пригожин обещал 100 тысяч. В лагере же в месяц заработать 2 тысячи - и за счастье. У кого срок заканчивался, официально брали на работу в "Вагнер", и зарплата уже 240.
- Правила?
- Когда отпуск, а он только по окончании срока, то подписываем бумагу - не имею право нарушать Уголовный кодекс.
Фантастические требования, вам не кажется? Больше моральная история?
- Да, моральная. Раньше такой бумаги не было, и она держит. Есть же возможность заработать хорошие деньги. Плюс выплеск адреналина. А здесь хулиганить не надо. Кто мне сейчас здесь заплатит 240 тысяч?
лефон на случай проблем.
Как у вас с местными жителями?
- Там, где они есть, - дома не занимаем. Но мы им не верим, звонят же туда: "Здравствуй сынок, у меня гости...". Но не хамим, мародерство не позволяется.
- А трофеи?
- В окопах берем все. Там Клондайк - от буры до бокса. Сухпайки, шмотки, ножи, лопатки. Все - вплоть до духов и пилок для ногтей. Даже охотничьи ловушки, радиофиксаторы на движения зверья в лесу. Баулы нераспакованные. Видно, что воюем со всем миром.
- Страшно, когда дрон на тебя наводит артиллерию?
- Конечно, страшно. Вот, помню, в селе Кодема (под Бахмутом) драка была. Появляется дрон - и все. Минута. Точность 3-4 метра. Воронка размером с комнату эту. Как только появился, нужно сниматься, уходить, прятаться.
- Вы когда-нибудь вытаскивали товарища?
- В Николаевке накрыло пулеметчика. Приходится ждать, пока прилеты закончатся. Как бы там товарищу фигово не было. Со всем пониманием. Был у нас боец с позывным "ГДР", он и вовсе сказал: "Парни, я двести, извините". Пытались взять в плен, гранаты взорвал.
- Какие-то инструкции даются, если в плен попадешь?
- Называть чужие имена, фамилии... Но попадать в плен смысла нет. Если поймут, что зэк из ЧВК, то в любом случае убьют, - слегка с оттяжкой сказал Роман.
- А как себя ведут пленные?
- Бывает, пытаются разыграть героизм. Или нанюханые. Таких к дереву привяжешь и говоришь: посмотрим на тебя через сутки. А был мужик, стоял до последнего, три или четыре ранения. Пацанов положил наших... вытащили его, злоба конечно. Били-били-били и бросили. Вечером он очухался, начал разговаривать, говорит, поймите правильно, я за Украину стою. Я ему говорю, че ты гонишь, а потом прислушался, а он: "Я стою за свою Родину". Вытащили мы его, перебинтовали. Я командиру доложил, мол, у меня патриот. Тот говорит, если есть возможность - принесите. Я говорю, только утром, если доживет. Донесли.
- А с ублюдками не разговариваем, но если видим человека, то не трогаем, все по-людски. Помню, на ТЭС был достойный боец. Стоял до последнего, упирался, пока его в круг не взяли и гранатами не закидали. И то пытался огрызаться. Говорит, можно умру достойно, а не как паршивая тварь. Базара нет, мы с уважением. Обезболом его накололи - умер от передозировки.
-А вы понимаете степень ожесточения противника?
- Понимание есть, а что делать. Выбора нет: либо мы, либо они.
- Вы можете прикинуть, скольких положили?
- У нас потерь немножко больше, мы же атакующие, а они в окопах. На наших 15 - их 10.
- Какие подразделения противника самые непростые?
- Айдаровцы все здоровые. Отборные, натасканные. И на наркоте. Сколько раз и медицину находили.
- Почему столь ожесточенные и длительные бои под Бахмутом?
- Каждые 50 метров полоса - окопы, доты. За 8 лет подготовились. Допустим, в Николаевку сунулись, а там первые три дома - укреп. Хитрые. Кирпич выбил в стене, сделал квадратик и стоит с пулеметом. Упираются, стоят до последнего. А запасов у них было, хоть год сиди.
-Вы собираетесь обратно?
- Да, скоро. Отпуск 45 суток закончится, и выхожу.
-Вы бы хотели, чтобы это все закончилось?
- Конечно. Не стоит оно смерти пацанов.
- То есть вы за мир?
- Я не говорю - давайте всех "хохлов" вырежем. Зачем? Воюют-то не они, их туда напрягают. Влетаешь в окоп, а у него глаза квадратные, даже мозолей на пальцах нет. Что мне теперь тебя убивать, что ли?
- Из тех 46 арестантов сколько вернулись?
- 22 работоспособных. Руки-ноги целы.
Интервью брал Виктор Смирнов. Полный текст
здесь