Почему морская рыба, которую добывают в Дальневосточных морях, такая дорогая? Этот вопрос мне задают довольно часто. Я считала, что это связано с перевозками. Но ... все оказалось не так просто.
Посчитаем на примере мороженой кеты. Для примера будем рассматривать кету средних размеров, весом до 3 кг. Крупная и очень красная ценится дороже, и покуют ее в основном те, кто за ценой не постоит. Так вот, кета средних размеров Во Владивостоке при покупке оптом
стоит 250-300 руб\кг. А в Москве эта же кета уже
стоит 440-470 руб\кг. После доставки рыбы на оптовые склады Москвы рыба прибавляет в цене 170-190 рублей.
Рыбу стало выгодно возить рефрижераторными фурами. Смешно, конечно, но это получается дешевле. Меньше перегрузок, и не нужно выбивать вагоны. А РЖД еще подняло на 57% стоимость пробега пустых вагонов к месту погрузки. Итак, посчитаем: фура перевозит 20 тонн мороженой рыбы. Расстояние от Владивостока до Москвы 9172 км. Перевозчику нужно потратиться на дизельное топливо, зарплату и командировочные дальнобойщикам, за поддержание холода внутри рефкамеры, за амортизацию автомобиля и еще сбор на содержание федеральных дорог. Систему «Платон» никто ведь не отменял, а тарифы каждый год только растут.
Грузовик с рыбой перевернулся около станции Ерофей Павлович
«Платон» - не самые большие расходы у траспортных фирм, в 2022 году тариф за 1 км. пути составил 2,54 рубля, а за весь путь до Москвы придется отдать 23,3 тыс. рублей. Вроде бы много, но в пересчете на 1 кг. кеты получится всего 1,16 рублей. Дизельное топливо дорогое, сейчас уже 53-55 руб\литр. На весь путь придется затратить 65,8 тыс. рублей, а на один килограмм рыбки всего 3,28 руб. Остальные расходы перевозчика подсчитать трудно - нет достоверных данных, но ... сами перевозчики
заявили, что стоимость дизтоплива составляет 48% от всех затрат. Вот и получим 136,6 тыс. рублей затрат на доставку 20 тонн мороженой кеты в Москву. И что же у нас получается? Всего 7 рублей с килограмма имеет перевозчик, из них почти 6 рублей - затраты, а один рубль - прибыль. А остальное накручивают московские перекупщики, а это 50-170 рублей на один килограмм!!! Вот вам пример как люди, которые не ловят рыбу, не возят ее за 9 тыс. км живут богаче моряков и дальнобойщиков.
Только в ноябре 2022 года отгружено рыбной продукции в адрес грузополучателей Московской области 24,2 тыс. тонн, Урала 19,8 тыс. тонн и Сибири 18,5 тыс. тонн. На экспорт в ноябре отгружено 11,4 тысяч тонн, в том числе в Китай - 10,5 тысяч тонн. Наша рыба в Китае дешевле, чем в Москве, таможенная пошлина составляет 7%.