Россия до сих пор расплачивается за дела СССР

Nov 28, 2022 13:02


В Концепции развития России,  есть положение об осознании трагических моментов ее истории, в том числе и политических репрессий. Привожу один из моментов реализации  процесса  ликвидации последствий репрессий в отношении дальневосточных корейцев.

Историческая справка

Корейцы в Приморском крае жили еще в 19 веке.  На их родине  всегда было голодно, вот корейцы и уходили в места где посытнее.  После окончания неудачной для России войны с Японией 1904-1905 годов приток корейцев в Приморье увеличился.  Оккупация самураями Кореи вызвала  очередной массовый приток беженцев в Приморье, включая партизан которых поддерживали российские власти.  После подавления японцами в Корее массовых протестов к нескольким десяткам тысяч российских корейцев добавились еще как минимум 100 тысяч.

Разрастание корейской диаспоры в Приморье вызывало озабоченность у местных властей.  Многие из заселенных корейцами районов контролировались уже не российской администрацией, а национальными вооруженными формированиями. Во второй половине 1930-х в очередной раз обострился вопрос благонадежности корейцев. Возрастающая угроза нападения милитаристской Японии на Дальний Восток и полики поиска шпионов везде заставили советское руководство принять  решение. 21 августа 1937 года увидело свет постановление СНК ССР и ЦК ВКП(б) «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края».





Это мобилизация сейчас длится долго, а выселение было организовано  за 20 дней.  Первый железнодорожный эшелон отправился из Приморья  9 сентября 1937 года. В общей сложности с Дальнего Востока в азиатские республики СССР было депортировано свыше 171 тысячи корейцев.  Из советской казны на нужды переселенцев была выделена внушительная сумма почти в 200 млн. рублей, однако  она едва смогла покрыть четверть всех потребностей депортированных. В частности, власти так и не смогли компенсировать убытки от оставленного на Дальнем Востоке имущества. Сами переселенцы неоднократно жаловались, что их расселяли на самые пустынные и необжитые территории, земля на которых была мало пригодна к возделыванию.

Возвращение корейцев в Приморье

Как только распался СССР, корейцы потянулись назад в Приморский край. Во многом этому способствовали власти  азиатских республик.  Без надзора за ситуаций из Москвы, местные всячески унижали и притесняли корейцев.  Люди, депортированные в 1937 году уже состарились, большая часть их умерла. Но своим детям и внукам они рассказывали о том, как хорошо и сытно они жили в Приморье.  В первые же годы  после краха империи в Приморье вернулись более 16 тысяч корейцев, они до сих пор продолжают прибывать на свою историческую родину.



Представители общественных организаций корейцев в Приморье, вторая справа - депутат ЗАКСа ПК

В Приморском крае  репрессированные и их дети - сильное лобби, они объединены в общественные организации.  Законодательное собрание приняло закон  в 2011 году №790-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Приморский край».

Для получения льгот нужно сначала по суду доказать, что ты являешься репрессированным или членом семьи репрессированного. При наличии такого решения суда истец получает ряд льгот, тут все легко достигается.  А потом еше нужно доказать, что репрессированного выселяли из  собственного жилья.  А как это сделать?  Архивы в 1937 году велись плохо, многие утрачены. Поэтому так мало репрессированных за 10 лет сумели воспользоваться этим чудесным законом №790-КЗ. Поэтому недавно прошедший суд и исключителен.

Судебные перипетии

В  Шкотовский суд Приморского края  обратился кореец с просьбой о признании  права на постановку на регистрационный учёт и включении в список получателей социальной выплаты. В качестве доказательств он представил выписку из похозяйственной книги хозяйств колхозников Ливадийского сельского Совета Буденновского района за 1937 год на  своего отца. В выписке указано, что отец истца имеет дом и хлев.

Местные власти просили суд в иске отказать.  Аргументы были весомые:
- истец родился в Казахстане, после 37 года, т.е. не был насильно выслан;
- дома, на который указывает истец, давно нет, нет и свидетелей его   существования в прошлом.
Вот что говорила представитель  «Центра социальной поддержки населения Приморского края». Из материалов дела не усматривается точный адрес места жительства родителей истца до репрессии, характеристики занимаемого помещения, основания владения, а архивный отдел не располагает такими сведениями, а выписка из похозяйственной книги является формой бланка книги. Вывод о наличии домовладения делать нельзя. Не представлено доказательств, что родители истца владели имуществом, а  что  факт утраты жилого помещения на территории Приморского края связан именно с политическими репрессиями.

Истец  представил документы, подтверждающие  что  его отец - репрессированный гражданин СССР, его фамилия  содержится в списках репрессированных именно из этого села.  В похозяйственной книге отец записан как «домовладелец».

Суд встал на строну  сына репрессированного  и  признал  его право на постановку на регистрационный учёт и включении в список получателей социальной выплаты в соответствии с  №790-КЗ. Вот такое необычное дело.  Через 85 лет после принудительной высылки семьи в Казахстан потомок репрессированных получает право на компенсацию отобранного имущества.

****

Репрессированные и члены их семей  получают ежемесячную выплату в размере 2406 рублей, компенсацию суммы оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере  50%   право на бесплатный проезд на городском транспорте, льготы на лекарства в размере 50% от их стоимости, а также компенсация за приобретение зубных протезов и их установку, компенсацию в виде половины стоимости топлива при отсутствии у гражданина централизованного отопления.

Многие  правозащитники  рассказывают нам байки  о том, что никто не покаялся за дела прошлых лет, они  старательно не замечают прошлого.  Нет, ребята, Россия продолжает каяться РУБЛЕМ.  И тот факт, что люди переселяются на свою историческую родину через 85 лет (85 лет, Карл!!!) для меня является доказательством.  По соседству  с моим участком расположены четыре участка. Лет 15 назад дом купила семья корейцев, они приехали из Узбекистана. Мать, два сына с семьями. Им было тесно к одном доме. Под жилые помещения переоборудовали баню и даже сарай для коз. Жены  растили детей, а мужчины взяли в аренду поля и выращивали овощи на продажу. Первую квартиру купили матери. Ей было уже под 70, трудно жить в тесноте. Потом купили дом старшему сыну. Младший остался жить рядом с нами. Уже дети этих сыновей выросли, закончили институты, один работает в налоговой инспекции, другой - в полиции. У них тоже родились детки.  Тот, что полицейский, уже дважды побывал в СВО, получил квартиру без очереди. Оба молодых человека - юристы по образованию. Они внуки или правнуки репрессированных, но процессов о компенсации имущества не затевали.

переселенцы, СССР, Корея

Previous post Next post
Up